Сегодня 21 января 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

Баннер

Вопросы от участников ВЭД, поступившие на заседании 17.08.2017

PDFПечатьE-mail

Вопросы (обращения), касающиеся правоприменительной практики таможенных органов Российской Федерации:

  1. Прошу указать (разъяснить) порядок действий при отсутствии разрешения ФСТЭК в БД исполнения межведомственного обмена электронных документов при оформлении экспорта назначением в Украину на наличие оригинала (на бумажном носителе) при подаче ДТ после вступления в силу приказа 1218 от 25.07.2012.

Ответ:

Ответ: При заявлении в графе 44 ДТ сведений о заключении ФСТЭК России с кодом вида документа «01154», если сведения об этом документе в базе данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов отсутствуют, и документ ранее не представлялся в таможенный орган, то таможенным органом выставляется запрос на представление документа на бумажном носителе или в сканированном виде. Запрос документа осуществляется в рамках системы управления рисками с целью исключения нарушения законодательства об экспортном контроле и недостоверного декларирования товаров. В случае отсутствия расхождений между сведениями, заявленными в ДТ, и сведениями в заключении ФСТЭК России, при последующем декларировании товаров документ не запрашивается.

  1. КоАП РФ не содержит принципа состязательности сторон. Из этого следует, что госорганы не противопоставляются нарушителю, а являются независимым арбитром. Однако на практике госорганы, инспекторы являются «обвинителями», а последующее обжалование придает нарушителю статус «защищающегося». Допускают ли должностные лица таможенных органов возможность рассмотрения причин и условий совершения АП вместе с лицом, допустившим нарушение и достижения согласия?

Ответ:

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий (ч.1 ст. 29.13 КоАП РФ).

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление (ч.2 ст.29.13 КоАП РФ).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст. 25.1 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ч.1 ст. 25.1 КоАП РФ).

Из указанных норм КоАП РФ следует, что установление причин и условий совершения АП осуществляется при непосредственном участии лица, допустившего административное правонарушение, за исключением установленных КоАП РФ случаев.

  1. Возможно ли в отношении участника ВЭД, включенного в «зеленый сектор», исключить процедуру таможенного досмотра при экспорте товаров в Украину при наличии разрешительных документов ФСТЭК?

Ответ:

Пунктом 1 статьи 94 ТК ТС предусмотрено, что при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза. В соответствии с пунктом 2 статьи 94 ТК ТС при выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.

Включение участника ВЭД в «зеленый сектор» предполагает значительное сокращение случаев применения в отношении товаров, перемещаемых участником ВЭД, таких мер по минимизации рисков как таможенный досмотр товаров и принятие решений структурными подразделениями таможни при проверке декларации на товары.

Решение о проведении таможенного досмотра может быть принято уполномоченным должностным лицом только при выявлении риска, содержащегося в действующем профиле риска, предусматривающем проведение таможенного досмотра.

  1. Можно ли рассмотреть возможность информирования и консультирования через личный кабинет участника ВЭД на сайте ФТС.

Ответ:

Администрирование сайта ФТС России не находится в компетенции Приволжского таможенного управления. Письменный запрос о предоставлении консультации в письменной форме может быть направлен лицом в уполномоченный таможенный орган средствами почтовой связи, средствами электронной почты, а также через накопительный ящик, представляющий собой ящик для приема корреспонденции, расположенный при входе в уполномоченный таможенный орган. Направление запроса об информировании может осуществляться в форме электронного документооборота с использованием государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Следует отметить, что на официальном сайте ФТС России (www.customs.ru) в разделе «Информирование и консультирование по вопросам таможенного дела» размещен перечень таможенных органов, уполномоченных на предоставление указанных государственных услуг с указанием, в том числе их электронных адресов, с использование которых запрос на предоставление государственной услуги может быть направлен средствами электронной почты.

Кроме того, для обеспечения доступности государственной услуги по консультированию на сайте ПТУ в разделе «Информирование и консультирование заинтересованных лиц» сформирована форма запроса на предоставление государственной услуги по консультированию в письменной форме, заполнив которую лицо обращается за предоставлением консультации с соблюдением установленных Административным регламентом требований.

  1. Каковы возможные действия участников ВЭД (декларантов) и таможенных органов в случае отсутствия ответов от официальных представителей правообладателей интеллектуальной собственности (торговых марок)?

Ответ:

В соответствии с пунктом 3 статьи 331 ТК ТС по истечении срока приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности (в случае бездействия правообладателей либо отсутствия ответов от правообладателей их официальных представителей), выпуск таких товаров возобновляется и производится в установленном порядке.

  1. Срок объявления решения о привлечении к административной ответственности 10 дней. Рабочих или календарных? Можно ли увеличить срок обжалования? Каковы пути решения ситуации, когда разрешительные документы получают в день подачи декларации на товары?

Ответ:

В соответствии с ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (ч.4 ст. 30.3 КоАП РФ).

При отсутствии ходатайства срок на обжалование постановления не восстанавливается, а восстановление срока возможно только в случае его пропуска по причинам, объективно препятствующим подаче жалобы в установленный срок.

  1. 7. Каким образом применять техрегламенты ТС, не имеющих приложений с указанием кодов товаров из ЕТН ЕАЭС, в частности регламент 04/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» в части промышленного оборудования?

Ответ:

В соответствии с пунктом 2 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан 29.05.2014 г.) продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом Союза (техническими регламентами Союза).

Выпуск продукции в обращение согласно пункту 2 Приложения № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе определяется как поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 5 Приложения № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза осуществляется до выпуска ее в обращение.

Порядок ввоза продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия, в том числе продукции, подлежащей оценке соответствия требованиям технических регламентов Союза, установлен Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (далее – Положение о порядке ввоза), утвержденным Решением Коллегии Комиссии от 25 декабря 2012 г. № 294.

Положением о порядке ввоза установлено, что в отношении продукции (товаров), предусмотренной пунктом 2 Положения о порядке ввоза, при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах.

Техническим регламентом Таможенного союза устанавливается область применения, определяющая идентификационные признаки, в соответствии с которыми товары могут быть отнесены к объектам технического регулирования технического регламента.

При помещении под таможенные процедуры, предусмотренные пунктом 4 Положения о порядке ввоза, продукции, которая является объектом технического регулирования технического регламента Союза, соответствует требованиям к ней и прошла предусмотренные техническим регламентом Союза процедуры оценки соответствия, должны быть представлены документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям.

Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 № 768 принят технический регламент Таможенного союза 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» (далее - Регламент).

Настоящий Регламент распространяется на низковольтное оборудование, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, а именно: электрическое оборудование, предназначенное для использования при номинальном напряжении от 50 до 1000 В (включительно) переменного тока и от 75 до 1500 В (включительно) постоянного тока.

В соответствии со статьей 7 Регламента подтверждение соответствия осуществляется в форме сертификации либо декларирования соответствия.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.04.2013
№ 91, утверждены перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением таможенному органу документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза 004/2011 (далее – Перечни).

В указанные Перечни включены товары, подтверждение соответствия которых обязательным требованиям, установленным ТР ТС 004/2011, осуществляется в форме сертификации. При этом положениями технического регламента Таможенного союза 004/2011 установлено, что товары и технические средства подлежат подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия, если они по своим техническим характеристикам попадают под действие указанного регламента.

Таким образом, при таможенном декларировании промышленного оборудования требуется представление декларации о соответствии.

  1. Является ли нарушением ТП по ст.16.3 КоАП не внесение в гр.44 ДТ обращения (обязательства) о предоставлении разрешительного документа ввиду технической ошибки при наличии заявки в орган по сертификации до регистрации ДТ и проведения корректировки гр. 44 ДТ?

Ответ:

Представление разрешительного документа, начало срока действия которого позже даты регистрации декларации на товары, образует событие АП, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ. Правонарушение следует считать оконченным с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации, так как в силу п. 7 статьи 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. При этом представление документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, до выпуска товаров не может рассматриваться как основание освобождения от административной ответственности, а согласно пункту 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ может являться обстоятельством, смягчающим ее. Данная позиция подтверждается постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства».

Исключением из указанного является предусмотренная статьей 200 ТК ТС возможность условного выпуска, товаров в случае, если документы, свидетельствующие о соблюдении запретов и ограничений, могут быть представлены после выпуска товаров.

В соответствие со статьей 219 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон) такая возможность может быть предоставлена по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме. Таможенные органы разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после выпуска товаров, если не определен иной срок, необходимый для их получения. Выпуск товаров осуществляется при представлении декларантом в письменной или электронной форме обязательства о представлении документов в установленный срок.

При этом исхода из положений Инструкции о порядке заполнения декларации на товары и форму декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257, такое обязательство должно быть представлено вместе с подачей декларации на товары, поскольку в графе 44 декларации на товары через знак разделителя «/» отображается признак, подтверждающий представление либо непредставление документа при подаче декларации. В случае намерения декларанта представить сертификат соответствия или декларацию о соответствии после выпуска товаров в графе 44 декларации на товары после знака разделителя проставляется цифра «3» (документ представлен (будет представлен) после выпуска товаров) и вносится запись следующего содержания, например: «01999/3 (или 01191/3) ОБЯЗУЮСЬ ПРЕДСТАВИТЬ ДО 24.04.2014».

Наряду с внесением такой записи в декларацию на товары соблюдение требований статьи 219 Закона может быть подтверждено представлением такого обязательства таможенному органу до подачи декларации на товары, которое будет зарегистрировано в установленном порядке, или вместе с подачей таможенной декларации, о чем указывается в описи к декларации на товары.

В противном случае, когда обязательство представляется после регистрации декларации на товары, в деянии декларанта усматриваются достаточные данные, указывающие на наличие события АП ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ.

  1. При наличии независимой экспертизы товар декларируется с указанием сведений о товаре из экспертизы. Таможенные органы проводят свою экспертизу, результаты которой отличны от данных независимой экспертизы. Вопрос: привлекаются ли таможенный представитель к административной ответственности по ст. 16.2?

Ответ:

Согласно ч.2 ст. 2.1 КоАП России, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП России предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ТК ТС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

При осуществлении своей деятельности таможенный представитель вправе:

1) требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных настоящим Кодексом требований;

2) иметь доступ в порядке, установленном законодательством государств - членов таможенного союза, к информационным системам таможенных органов, используемым ими для автоматизированной обработки информации, электронной передачи данных, необходимых для таможенных целей (пункт 2 статьи 15 ТК ТС).

В соответствии со статьей 187 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе:

1) осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем;

2) брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа при соблюдении условий, предусмотренных статьей 155 ТК ТС;

3) присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров должностными лицами таможенных органов и при взятии этими лицами проб и образцов товаров;

4) знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и образцов декларируемых им товаров;

5) представлять в соответствии с настоящим Кодексом документы и сведения в виде электронных документов;

6) обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц;

7) привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах;

8) пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными настоящим Кодексом.

По мнению Приволжской оперативной таможни, наличие на момент декларирования экспертного заключения, сведений в котором достаточно для классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС и которое послужило основанием для заявления декларируемого классификационного кода, при условии отсутствия противоречий с иными сведениями, полученными таможенным представителем в том числе от представляемого лица, должно быть учтено при установлении в деяниях юридического лица – таможенного представителя вины в значении ч.2 ст. 2.1 КоАП России.

  1. При корректировке таможенной стоимости в решении указывается лишь номер ДТ, которая взята для определения таможенной стоимости. При этом до декларанта не доводятся сведения о коммерческом уровне поставки, условиях поставки, мешает декларанту своевременно предоставлять свои возражения.

Ответ:

Основные положения по контролю таможенной стоимости товаров заложены в главе 8 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС).

В соответствии со статьей 69 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 68 ТК ТС корректировка таможенной стоимости товаров и пересчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов до и после выпуска товаров, а также срок их уплаты осуществляются в порядке и по формам, которые установлены решением Комиссии таможенного союза.

Порядок корректировки таможенной стоимости утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 (далее – Порядок) и разработан на основании Таможенного кодекса Таможенного союза и Соглашения от 25 января 2008 года «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».

В соответствии с пунктом 3 Порядка корректировка таможенной стоимости товаров включает в себя:

- расчет величины скорректированной таможенной стоимости товаров, который производится в декларации таможенной стоимости (далее - ДТС);

- внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, с применением корректировки декларации на товары (далее - КДТ).

Согласно пункту 4 Порядка в случае осуществления корректировки таможенной стоимости товаров декларантом (таможенным представителем) скорректированная таможенная стоимость товаров должна быть подтверждена документами, на основании которых производился ее расчет.

В случае осуществления корректировки таможенной стоимости товаров таможенным органом указывается источник использованных данных.

Таким образом, таможенным органом при корректировке таможенной стоимости указывается источник использованных данных (в рассматриваемом случае, - номер ДТ).

  1. Когда будет реализована возможность получения консультации Федерального таможенного органа через портал государственных услуг (gosuslugi.ru)?

Ответ:

На сегодняшний день, Административным регламентом Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, утверждённым приказом ФТС России от 09.06.2012 № 1128 (зарег. в Минюсте России 10.07.2012, рег. № 24873) предусмотрена возможность использования государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" только для направления запроса о предоставлении госуслуги по информированию (пункт 48 Административного регламента).

  1. Какие услуги через портал gosuslugi.ru в электронном виде возможно получать непосредственно руководителю предприятия, а какие услуги возможно получать лицам, уполномоченным руководителем?

Ответ:

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.08.2012 N 852 «Об утверждении Правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг и о внесении изменения в Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг» при использовании квалифицированной подписи заявитель вправе обратиться за получением любых услуг, предоставление которых в электронной форме не запрещено законодательством Российской Федерации.

Для получения государственной услуги необходимо пройти процедуру регистрации на портале Государственных и муниципальных услуг.

На основании п.2 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 07.09.20154 № 329 организация (руководитель) определяет модель реализации электронной записи на прием для представления заявлений и документов, необходимых для получения государственной, муниципальной услуги, а также для получения результата предоставления такой услуги, которую должна обеспечивать информационная система организации, на основании выбранных вариантов параметров, в том числе выбора модели права доступа к системам уполномоченными сотрудниками организации.

  1. При отказе отнесения предприятия к категории низкого уровня риска, возможно ли подача повторного заявления и если возможно, в какие сроки?

Ответ:

Для отнесения к категории низкого уровня риска, участнику ВЭД необходимо направить на имя руководителя ФТС России обращение с необходимым комплектом документов.

Общий срок сбора и Анализа информации уполномоченными должностными лицами таможенных органов в ФТС России составляет не более 30 календарных дней со дня регистрации обращения Лица. Кроме того, в случае запроса у участника ВЭД об уточнении или дополнении представленных сведений указанный срок приостанавливается на время, необходимое для представления Лицом запрошенных документов и сведений.

Участники ВЭД, претендующие на отнесение к категории низкого уровня риска, должны соответствовать определенным критериям, на основании которых принимается решение о включении Лица в «зелёный сектор», установленные соответствующими приказами ФТС России.

Если в результате Анализа информации было выявлено несоответствие критериям, а также в случае наличия информации о нарушениях Лицом права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации, не учтенной в ходе проведения Анализа информации, послужившей невозможностью определения категории низкого уровня риска в отношении Лица, повторное рассмотрение вопроса о проведении Анализа информации возможно:

  1. после устранения причин, послуживших основанием для невозможности отнесения Лица к категории низкого уровня риска;
  2. после отмены решения;
  3. на основании повторного обращения Лица.

Таким образом, в случае, если категория низкого уровня риска в соответствии с Порядком действий должностных лиц таможенных органов при сборе и анализе информации для определения категории уровня риска в отношении Лица не может быть определена, предусмотрена возможность повторного обращения участника ВЭД. При этом сроки повторного обращения не установлены.

Какими правовыми документами руководствоваться УЭО при применении специального упрощения: завершение таможенной процедуры таможенного транзита на территории УЭО?

Ответ:

  1. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 ноября 2016 г. n 157 «О внесении изменений в порядок совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита».
  2. Статья 87 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Какое программное обеспечение необходимо применять в этом случае?

Программные средства декларанта.

Необходимо ли вносить обеспечение при применении вышеуказанного упрощения?

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 217 ТК ТС при таможенной процедуре таможенного транзита таможенные органы не требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если в качестве декларанта выступает уполномоченный экономический оператор.

  1. Какая практическая польза для участника ВЭД при его включении в «зеленый сектор»?

Ответ:

Включение участника ВЭД в «зеленый сектор» предполагает значительное сокращение случаев применения в отношении товаров, перемещаемых участником ВЭД, таких мер по минимизации рисков как таможенный досмотр товаров и принятие решений структурными подразделениями таможни при проверке декларации на товары.

Также нахождение участника ВЭД в реестре лиц с низким уровнем риска является одним из основных условий прохождения алгоритма автоматического выпуска товаров и позволяет сократить время проверки декларации на товары до 2-3 минут.

Кроме того, нахождение участника ВЭД в «зелёном секторе» позволяет ему осуществлять таможенное декларирование с применением технологии удалённого выпуска товаров в независимости от наличия или отсутствия технологических связок.

  1. Какими правовыми документами руководствоваться УЭО при применении специального упрощения: завершение таможенной процедуры таможенного транзита на территории УЭО. Какое программное обеспечение необходимо применять в этом случае? Необходимо ли вносить обеспечение при применении вышеуказанного упрощения?

Ответ:

- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 ноября 2016 г. n 157 «О внесении изменений в порядок совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита».

- Статья 87 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

В этом случае необходимо применять Программные средства декларанта.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 217 ТК ТС при таможенной процедуре таможенного транзита таможенные органы не требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если в качестве декларанта выступает уполномоченный экономический оператор.

16. Возможно ли возбуждение дела об АП в отношении действий, совершенных с товарами в отношении которых было отказано в выпуске, в том случае, если дело об АП было возбуждено по прошествии определенного времени после принятия решения об отказе в выпуске товаров, и товары были уже выпущены по другой декларации на товары? (Иконников)

Ответ:

В соответствии со пунктом 7 статьи 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Учитывая изложенное, возбуждение дела об АП по фактам декларирования товаров, таможенная декларация в отношении которых была зарегистрирована таможенным органом возможно, несмотря на то, что в выпуске таких товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой было отказано.

  1. Наша компания является экспортёром продукции ПАО «КАМАЗ». ПАО «КАМАЗ» находится в «зелёном секторе» с низким уровнем риска. В соответствии с приказом ФТС от 01.12.2016 № 2256 риск-категорирование распространяется только на импортёров. А есть ли экспортёры в зелёном секторе, если да, то по каким нормативным документам они категорируются и по каким критериям?

Ответ:

В соответствии с п. 2 Порядка автоматизированного определения категории уровня риска участников внешнеэкономической деятельности (далее – Порядок)), утверждённым приказом ФТС России № 1247 от 31 июля 2017 года, Порядок применяется при проведении риск-категорирования участников ВЭД, являющихся декларантами товаров (графа 14 декларации на товары), помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и (или) экспорта.

Критерии присвоения участнику ВЭД категории низкого уровня риска определены п. 9 Порядка.

  1. Можно ли нас привязать к приказу ФТС от 11.04.2016 № 731 как производственников, осуществляющих экспорт, ввиду того, что мы являемся 100% «дочкой» ПАО «КАМАЗ» и организованы специально для реализации продукции материнской компании на экспорт?

Ответ:

В соответствии п. 2 Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и анализе информации для определения категории уровня риска лиц, осуществляющих экспорт товаров, полностью ими произведенных или подвергнутых достаточной обработке (переработке), к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, утверждённого Приказом ФТС России № 731 от 11.04.2016 г., должностными лицами таможенных органов осуществляется сбор и анализ информации для установления возможности отнесения лиц, осуществляющих экспорт товаров, полностью ими произведенных или подвергнутых достаточной обработке (переработке), к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, к категории низкого уровня риска.

Учитывая изложенное, в рамках отраслевого подхода дочерние предприятия в настоящее время согласно положениям Приказа ФТС России № 731 от 11.04.2016 г. не могут быть включены в «зелёный сектор».

  1. Можно ли нас привязать к приказу ФТС от 11.04.2016 № 731 как производственников, осуществляющих экспорт, ввиду того, что мы являемся 100% «дочкой» ПАО «КАМАЗ» и организованы специально для реализации продукции материнской компании на экспорт?

Ответ:

В соответствии п. 2 Порядка действий должностных лиц таможенных органов при сборе и анализе информации для определения категории уровня риска лиц, осуществляющих экспорт товаров, полностью ими произведенных или подвергнутых достаточной обработке (переработке), к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, утверждённого Приказом ФТС России № 731 от 11.04.2016 г., должностными лицами таможенных органов осуществляется сбор и анализ информации для установления возможности отнесения лиц, осуществляющих экспорт товаров, полностью ими произведенных или подвергнутых достаточной обработке (переработке), к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, к категории низкого уровня риска.

Учитывая изложенное, в рамках отраслевого подхода дочерние предприятия в настоящее время согласно положениям Приказа ФТС России № 731 от 11.04.2016 г. не могут быть включены в «зелёный сектор».

  1. Какие требования предъявляются к письменным запросам о предоставлении консультации?

Ответ:

Письменный запрос о предоставлении консультации в письменной форме должен содержать ряд обязательных сведений, установленных пунктами 76 и 80 Административного регламента, а именно:

- наименование таможенного органа, в который обращается лицо;

- наименование юридического лица или фамилию и инициалы физического лица, желающего получить консультацию, с указанием полного почтового адреса такого лица;

- просьбу о предоставлении консультации со ссылкой на статью 11 Таможенного кодекса Таможенного союза и/или Административный регламент и содержание вопросов, по которым лицу необходима консультация;

- подпись лица.

К запросу, направленному посредством электронной почты, предъявляются также указанные требования, за исключением требования, касающегося подписи лица. При несоответствии письменного (электронного) запроса о предоставлении консультации данным требованиям консультация не предоставляется (пункт 31 Административного регламента).

  1. Имеются ли у таможенных органом адреса электронной почты, на которые можно направить письменный запрос о предоставлении консультации?

Ответ:

На официальном сайте ФТС России (www.customs.ru) в разделе «Информирование и консультирование по вопросам таможенного дела» размещен перечень таможенных органов, уполномоченных на предоставление указанных государственных услуг с указанием, в том числе их электронного адресов. В таможенные органы Приволжского региона можно направить письменный запрос с использованием формы запроса, размещенного на сайте Приволжского таможенного управления (ptu.customs.ru) в разделе «Информирование и консультирование заинтересованных лиц/Направить запрос на консультирование».

  1. Установлены ли сроки предоставления таможенными органами ответов на письменные запросы о предоставлении консультации?

Ответ:

В соответствии с пунктом 20 Административного регламента консультирование в письменной форме предоставляется не позднее одного месяца со дня поступления в уполномоченный таможенный орган соответствующего запроса.

23. В ходе производства по делу об административном правонарушении организация, в отношении которой возбуждено дело об АП, обратилась с ходатайством о прекращении дела в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. Должностное лицо таможенного органа вынесло определение об отказе в удовлетворении ходатайства. Может ли организация обжаловать указанное определение?

Ответ:

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) не содержит порядка обжалования определений об отказе в удовлетворении ходатайств. Согласно положениям главы 30 КоАП РФ обжалованы могут быть лишь постановления по делам об административных правонарушениях (далее - АП), определения об отказе в возбуждении дел об АП либо решения, вынесенные по жалобам на постановления по делам об АП.

Вместе с тем, статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2 статьи 46 Конституции РФ).

В связи с чем, жалоба на определение об отказе в удовлетворении ходатайства может быть подана в установленном порядке в суд.

В случае, если решение затрагивает права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности такие решения могут быть обжалованы в Арбитражный суд в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", отдельные процессуальные действия (бездействие) и решения могут быть оспорены только до вынесения таможенным органом постановления о привлечении лица к административной ответственности или до направления административным органом материалов по делу об административном правонарушении для рассмотрения в суд.

В случае вынесения таможенным органом постановления о привлечении лица к административной ответственности доводы о незаконности указанных решений, действий (бездействия) подлежат оценке судом при рассмотрении дела об оспаривании такого постановления.

Также жалоба может быть подана в вышестоящий таможенный орган, вышестоящему должностному лицу в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Действие данного закона распространяется и на обращения (жалобы) юридических лиц.

Одновременно необходимо отметить, что в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения лишь уполномоченные решить дело об АП судья, орган, должностное лицо могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В связи с чем, применение статьи 2.9 КоАП РФ возможно только на стадии рассмотрения уполномоченным должностным лицом таможенного органа дела об АП в порядке, установленном главой 29 КоАП РФ, которая завершается вынесением постановления по делу об АП, в котором должна быть разрешена возможность либо невозможность применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Из вышеизложенного следует, что в удовлетворении ходатайства о применении статьи 2.9 КоАП РФ на стадиях административного производства, предшествующих рассмотрению дела об АП будет отказано, а доводы данного ходатайства будут учтены при рассмотрении дела об АП и вынесении по нему постановления. Такое постановление может быть обжаловано в соответствии с главой 30 КоАП РФ.

24. Существует ли возможность обжалования определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в вышестоящий таможенный орган, если организация обратилась в таможенный орган с заявлением, содержащим данные о событии административного правонарушения в отношении другой организации?

Ответ:

В соответствии с частью 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ, то есть аналогично порядку обжалования постановления по делу об АП. При этом круг лиц, наделенных таким правом обжалования, установлен ст.ст. 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ.

К таким лицам относятся:

- лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

- потерпевший;

- законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП;

- законные представители юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП;

- защитник или представитель для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об АП, либо потерпевшему соответственно;

- Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, допускаемый к участию в деле в качестве защитника по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП административное правонарушение в области предпринимательской деятельности.

Необходимо отметить, что главой 30 КоАП РФ предусмотрена возможность опротестования прокурором определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

25. В соответствии с частью 2 статьи 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении должна быть направлена лицу, в отношении которого оно вынесено, в течение трех дней со дня его вынесения. В случае если административный орган, рассмотревший дело об административном правонарушении, нарушит этот срок, возможно ли признать постановление незаконным?

Ответ:

В соответствии с пунктом 4 части 1статьи 30.7 КоАП РФ отмена постановления и возвращение дела об АП на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, возможно в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об АП.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела (Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

Учитывая изложенное, Приволжская оперативная таможня полагает, что, нарушение таможенным органом срока направления постановления лицу, в отношении которого оно вынесено, не может быть признано существенным нарушением процессуальных требований поскольку, для лица, привлекаемого к административной ответственности данное нарушение не может повлечь негативных последствий.

26. Возможно ли получить консультацию по вопросам таможенного дела для ее представления в другой государственный контролирующий орган (например, налоговую инспекцию) и будет ли она легитимна и принята ими?

Ответ:

Согласно пункту 16 Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, утверждённого приказом ФТС России от 09.06.2012
№ 1128, под консультированием понимается получение заинтересованными лицами точной информации о применении правовых актов в области таможенного дела по конкретным таможенным правоотношениям. Использование полученной лицом консультации осуществляется на его усмотрение.

При этом следует отметить, что согласно части 2 статьи 52 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» информация, предоставленная заинтересованным лицам при проведении консультации, не является основанием для принятия решений или совершения (несовершения) действий таможенными органами при осуществлении таможенных операций в отношении товаров и (или) транспортных средств.

27. Хотелось бы подробнее узнать о практиках проведения дополнительных проверок таможенной стоимости

Ответ:

Основные положения по контролю таможенной стоимости товаров заложены в главе 8 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС).

В соответствии со статьей 68 ТК, если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то таможенный орган проводит дополнительную проверку.

Порядок проведения дополнительной проверки определен положениями раздела III Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» (далее - Порядок контроля таможенной стоимости).

С целью подтверждения правомерности использования декларантом избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверности представленных им документов и сведений, у декларанта запрашиваются дополнительные документы и сведения, перечень которых, определенный с учетом выявленных конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, указан в решения о проведении дополнительной проверки.