Сегодня 20 октября 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

Баннер

Вопросы от участников ВЭД, поступившие на заседании 16.11.2017

PDFПечатьE-mail

Вопрос 1

В соответствии со статьей 145 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) местом доставки товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, является зона таможенного контроля на станции назначения, на подъездных путях станции назначения или на железнодорожных путях необщего пользования, примыкающих непосредственно к станции назначения.

Формулировка «или на железнодорожных путях необщего пользования, примыкающих непосредственно к станции назначения» является новой, так как до настоящего момента не встречалась. Означает ли это, что участник ВЭД, не являющийся экономическим оператором и имеющий на своей территории собственные железнодорожные пути, непосредственно прилегающие к станции назначения, может инициировать процедуру создания постоянной зоны таможенного контроля для завершения процедуры таможенного транзита. Если да, то могут ли туда доставляться товары третьих лиц?

Ответ: Как правило, железнодорожные пути необщего пользования, примыкающие непосредственно к станции назначения, являются подъездными путями организаций, на которые доставляются железнодорожные вагоны с грузами, следующими в адрес таких организаций.

Внесение соответствующих изменений в статью 145 ТК ЕАЭС обусловлено созданием благоприятных условий для данной категории участников ВЭД.

Учитывая, что указанные железнодорожные пути не являются путями общего пользования, полагаем, что железнодорожные пути необщего пользования, примыкающие непосредственно к станции назначения, могут использоваться исключительно для завершения процедуры таможенного транзита (далее – ТПТТ) в отношении товаров, доставляемых в адрес владельцев указанных путей, и не могут использоваться для завершения ТПТТ в отношении товаров, доставляемых в адрес третьих лиц.

Вопрос 2

В ТК ЕАЭС приведены различные особенности таможенного декларирования: неполное таможенное декларирование, периодическое таможенное декларирование, перемещение в разобранном виде. Но вместе с тем, отсутствует такое понятие как временное периодическое декларирование товаров, которое широко применяется в настоящее время. Также отсутствует и ссылка на национальное законодательство в данном вопросе (в отличие от действующего кодекса ст. 194). Будет ли понятие «Временное периодическое декларирование» присутствовать в таможенном законодательстве после вступления в силу нового ТК ЕАЭС?

Ответ: Пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС определено, что на национальном уровне могут определяться особенности таможенного декларирования товаров, отличные от предусмотренных ТК ЕАЭС. К перечню случаев, когда такие особенности могут устанавливаться на уровне национального законодательства, отнесена в т.ч. ситуация, когда декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования.

В соответствии с указанной нормой проект Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» включает в себя статью 102, которая и регламентирует применение временного периодического таможенного декларирования в условиях действия ТК ЕАЭС.

Вопрос 3

Какой объем упрощенных процедур смогут использовать УЭО в переходный период? Только тот, который установлен в соответствии с действующим законодательством в настоящее время или мы сможем использовать и новые упрощения (например, право на первоочередной порядок таможенного оформления) тоже?

Ответ: Статья 465 ТК ЕАЭС предусматривает, что лица, включенные в реестр уполномоченных экономических операторов (далее – УЭО), до вступления в силу ТК ЕАЭС в течение 2-х лет вправе применять на территории Российской Федерации специальные упрощения, предоставленные им в соответствии с ТК ТС.

Таким образом, до момента перерегистрации или исключения из Реестра УЭО последний может применять только те специальные упрощения, которые предоставлены ему при включении в соответствующий Реестр на условиях, предусмотренных ТК ТС.

Вопрос 4

Если в случае проведения автоматической сверки будут выявлены расхождения по данным бухгалтерского учета и информацией, имеющейся в распоряжении таможенного органа, какие будут предприняты дальнейшие действия со стороны таможенного органа?

Ответ: Необходимо отметить, что ТК ЕАЭС предусмотрено такое понятие, как проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая до выпуска товаров.

Следует учитывать, что само по себе несовпадение сведений по данным бухгалтерского учета с информацией, имеющейся в распоряжении таможенного органа, может не являться поводом к проведению такой проверки. Положения статьи 325 ТК ЕАЭС будут применяться только в случаях, когда такие несовпадения не объясняются, исходя из заявленных при совершении таможенных операций сведений и иной информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов.

В таких случаях, в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе, письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации.

При этом, если уточняемые сведения влияют на размер таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, таможенный орган информирует декларанта о возможности произвести выпуск товаров под обеспечение исполнения обязанности по их уплате.

Вопрос 5

Каким образом с 01.01.2018 г. должны подтверждаться полномочия декларанта на подачу декларации на товары, если документы, подтверждающие сведения, заявленные в декларации на товары, не представляются?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 365 ТК ЕАЭС таможенные операции могут совершаться с использованием информационных систем и информационных технологий таможенных органов, декларантов и иных заинтересованных лиц, а также информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия.

Обмен информацией между таможенным органом и декларантом в рамках таможенных операций, связанных с таможенным декларированием, осуществляется в соответствии со спецификацией интерфейса взаимодействия между автоматизированной системой таможенных органов и информационными системами лиц, декларирующих товары и транспортные средства с использованием электронной формы декларирования.

Состав электронных документов, содержащийся в контейнере при подаче декларации на товары, определен в документе «Внешняя спецификация. Основной документ», согласно которому помимо ДТ декларантом в контейнер помещается документ, подтверждающий полномочия лица.

На сегодняшний день информация об изменении структуры указанной Спецификации в ПТУ не поступала.

Вопрос 6

Будет ли устанавливаться Федеральной таможенной службой с 01.01.2018 г. порядок представления документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары?

Ответ: Порядок представления декларантом документов при подаче ДТ определяется спецификацией интерфейса взаимодействия между автоматизированной системой таможенных органов и информационными системами лиц, декларирующих товары и транспортные средства с использованием электронной формы декларирования.

На сегодняшний день информация об изменении технологии представления документом в ПТУ не поступала.

Вопрос 7

Следует ли считать указанные сроки помещения товаров, прибывающих в место доставки автомобильным транспортом, на временное хранение как время, в течение которого товары должны быть фактически размещены на временное хранение, либо указанное время предназначено исключительно для совершения операций, связанных с помещением товаров на временное хранение, а именно для подачи необходимых документов в таможенный орган?

Ответ: В соответствии со статьей 152 ТК ЕАЭС в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием, должны быть совершены не позднее 8 часов рабочего времени таможенного органа после регистрации подачи документов таможенным органом назначения.

В соответствии со статьей 100 ТК ЕАЭС для помещения товаров на временное хранение перевозчик или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, представляет таможенному органу транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения, либо документ, содержащий сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа.

В соответствии с пунктом 11 Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах, утвержденного Приказом ФТС России от 29.12.2012 № 2688, помещение товаров на СВХ (иное место временного хранения товаров) производится после получения уполномоченным лицом подтверждения о регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение. В этих целях уполномоченное лицо либо владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) принимает меры по фактическому перемещению товаров и транспортных средств в помещение или на открытую площадку СВХ (иное место временного хранения товаров).

Таким образом, в указанный срок (8 часов), если не осуществлено таможенное декларирование, заинтересованное лицо должно подать таможенному органу документы для помещения товаров на временное хранение.

Фактическое помещение товаров на склад осуществляется после получения подтверждения регистрации таможенным органом указанных документов.

Вопрос 8

В том случае, если у таможенного органа отсутствует возможность обеспечить реализацию декларантом электронного декларирования вследствие неисправностей, сбоев в работе систем, отключения электроэнергии, декларирование может быть произведено в письменной форме. Каким образом будет реализовано списание таможенных платежей в указанной ситуации?

Ответ: Комплекс программных средств ведения лицевых счетов участников внешнеэкономической деятельности, используемый в целях учета и контроля уплаты таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами, содержит функции, позволяющие оплачивать начисленные таможенные платежи как в режиме реального времени On-Line, так и в пакетном режиме. В случае сбоя в работе программных средств также возможна блокировка денежных средств на платежных документах, использованных декларантом для уплаты таможенных и иных платежей в целях недопущения образования задолженности по их уплате.

Вопрос 9

В подпункте 2 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о декларанте, таможенном представителе, получателе, продавце и покупателе товара. В форме декларации при этом нет граф «продавец» и «покупатель». Каким образом вносить в декларацию данные категории?

Ответ: По имеющейся информации ФТС России в настоящее время готовится редакция Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 257, с соответствующими изменениями относительно заполнения отдельных граф ДТ.

Программные средства предполагается также доработать.

Вопрос 10

В пп. 4 п.1 статьи 205 установлено, что к иностранным товарам, которые участвуют или содействуют изготовлению (получению) товаров при совершении операций по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не относятся товары, являющиеся вспомогательными средствами в технологическом процессе, например, оборудование, станки, приспособления.

Таким образом, установлен определенный перечень данных товаров и приведен их пример. Вместе с тем необходимо разъяснение, является ли данный перечень является исчерпывающим, (т.к. нет фразы «и т.д.»)

Например: при производстве листового стекла используется олово, которое физически не присутствует в готовом изделии, но которое можно расценить и как содействующее и как вспомогательное средства для производства стекла; то же самое кокс для производства минеральной ваты и т.п.

Ответ: В данной ситуации при отнесении товаров к той или иной категории целесообразно исходить из особенностей конкретного технологического процесса и роли конкретных товаров в его совершении. В частности, представляется возможным относить к товарам, содействующим изготовлению продуктов переработки тех товаров, которые не только непосредственно участвуют в производственном процессе, но и в их отношении также совершаются производственные операции. Если же товары представляют собой исключительно предметы, посредством которых такие операции совершаются и не могут быть рассмотрены в качестве сырья для производства товаров, представляется возможным рассматривать их исключительно в качестве вспомогательного средства в технологическом процессе.

Вопрос 11

П.7 ст.104 ТК ЕАЭС устанавливаются такие особенности таможенного декларирования товаров, как предварительное, неполное, периодическое таможенное декларирование, а также таможенного декларирования товара, перемещаемого через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, которые определены статьями 114-117 ТК ЕАЭС соответственно. При этом статьей 104 ТК ТС (в т.ч.п.8, п.9) не устанавливается и не оговаривается возможность установления особенностей таможенного декларирования товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии, с указанием одного классификационного кода. Такая возможность не предусмотрена также проектом нового Федерального закона о таможенном регулировании.

Ответ: Статья 104 ТК ЕАЭС содержит исчерпывающий перечень возможных к применению особенностей таможенного декларирования, а также случаев, когда такие особенности могут предусматриваться на национальном уровне.

Таким образом, исходя из положений пункта 8 статьи 104 ТК ЕАЭС, декларирование в одной товарной партии товаров различных наименований с указанием одного классификационного кода с 01.01.2018 не представляется возможным.

Вопрос 12

Закрытие доставки на территории УЭО – а/м и ж/д транспорт. Есть ли возможность закрывать доставку в месте прибытия товара, на станции назначения, если там отсутствует таможенный пост или зона таможенного контроля? Или товары надо предоставлять на таможенный пост в другой город (целый состав вагонов)? В этом случае предприятие несет колоссальные убытки.

Ответ:

Закрытие доставки на территории УЭО.

УЭО вправе пользоваться специальными упрощениями на таможенной территории Союза.

Под специальными упрощениями понимаются особенности совершения отдельных таможенных операций и проведения таможенного контроля, применяемые в зависимости от типа свидетельства уполномоченного экономического оператора.

Для УЭО, включенных в соответствующий реестр с выдачей свидетельства второго или третьего типа завершение ТПТТ осуществляется в зоне таможенного контроля (далее – ЗТК), созданной в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) УЭО.

Завершение действия ТПТТ осуществляется с учетом следующих особенностей, определенных статьей 440 ТК ЕАЭС.

1. Перевозчик после доставки товаров в ЗТК обязан представить УЭО сведения о номере транзитной декларации, а также имеющиеся у него транспортные (перевозочные) и коммерческие документы.

2. УЭО обязан:

1) провести осмотр транспортного средства;

2) направить в таможенный орган назначения сведения о номере транзитной декларации, наличии (отсутствии) средств идентификации, средствах идентификации, включая их номера, а также о наличии (отсутствии) признаков изменения, удаления, уничтожения или замены средств идентификации и (или) повреждения целостных грузовых помещений (отсеков) транспортных средств не позднее 1 часа с момента получения от перевозчика сведений и документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а в случае их получения вне времени работы таможенного органа назначения - не позднее 1 часа с момента начала времени работы этого таможенного органа;

3) обеспечить хранение товаров.

3. Таможенный орган назначения не позднее 3 часов с момента получения сведений, разрешает удаление средств идентификации, либо информирует о запрете удаления средств идентификации, а в отношении товаров, к которым средства идентификации не применялись, - разрешает или запрещает совершение дальнейших действий с товарами.

4. В случае, если таможенный орган назначения разрешил УЭО удалить средства идентификации, УЭО осуществляет в присутствии перевозчика удаление средств идентификации и принимает товары от перевозчика в соответствии с законодательством государств-членов.

Факт принятия товаров УЭО от перевозчика подтверждается путем проставления в имеющихся у перевозчика транспортных (перевозочных), коммерческих документах отметок о дате и времени принятия товаров от перевозчика.

После проставления указанных отметок УЭО незамедлительно направляет таможенному органу назначения уведомление, содержащее сведения о номере транзитной декларации, дате и времени принятия товаров от перевозчика.

5. Таможенный орган назначения после получения от УЭО уведомления, завершает действие ТПТТ не позднее 4 часов с момента получения такого уведомления.

Таможенный орган назначения уведомляет УЭО о завершении действия таможенной процедуры таможенного транзита.

Перевозчик может прибыть в таможенный орган назначения для оформления завершения действия ТПТТ путем проставления отметок.

Есть ли возможность закрывать доставку в месте прибытия товара, на станции назначения, если там отсутствует таможенный пост или зона таможенного контроля? Или товары надо предоставлять на таможенный пост в другой город (целый состав вагонов)? В этом случае предприятие несет колоссальные убытки.

Завершение таможенной процедуры таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, осуществляется вне зависимости от того, находится или нет таможенный орган на территории данной железнодорожной станции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 220 ТК ТС местом доставки товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, является зона таможенного контроля на станции назначения (подъездных путях).

В соответствии с пунктом 2 статьи 145 ТК ЕАЭС местом доставки товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, является ЗТК на станции назначения, на подъездных путях станции назначения или на железнодорожных путях необщего пользования, примыкающих непосредственно к станции назначения.

Осмотр транспортного средства, завершение таможенной процедуры таможенного транзита осуществляется должностными лицами таможенного органа, в регионе деятельности которого располагается железнодорожная станция.

В случае отсутствия ЗТК на станции назначения, на время совершения таможенных операций создается временная зона таможенного контроля.

Порядок установлен статьей 163 Федерального закона от 27.11.2010
№ 311-ФЗ.

Вопрос 13

Будет ли упрощение-ускорение при таможенных операциях по прибытию товаров на таможенную территорию и помещению на временное хранение?

Ответ:

Касательно ускорения при таможенных операциях по прибытию товаров на таможенную территорию

В проекте нового ТК ЕАЭС регламентированы по времени условия и сроки совершения таможенных операций при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС.

Так, в отношении товаров, ввозимых автомобильным транспортом, в течение 1 часа с момента доставки в место прибытии товаров, перевозчик обязан уведомить об этом таможенный орган.

В отношении иных видов транспорта – в течение времени, установленного технологическим процессом (графиком) порта, аэропорта или железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, либо иного срока, устанавливаемого законодательством государств-членов о таможенном регулировании (в соответствии с п.2 ст.85 проекта ФЗ о таможенном регулировании в РФ в отношении товаров, перевозимых воздушным транспортом, – в течение 1 часа с момента постановки воздушного судна в место стоянки в аэропорту прибытия, а в случае прибытия вне времени работы таможенного органа – в течение 1 часа с момента наступления времени начала работы таможенного органа; в отношении товаров, перевозимых водным транспортом – в течение 3 часов с момента постановки водного судна к причалу или на якорную стоянку в порту прибытия, а в случае прибытия вне времени работы таможенного органа – в течение 1 часа с момента наступления времени начала работы таможенного органа; в отношении товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, – в течение 4 часов с момента постановки железнодорожного состава в зоне таможенного контроля в пункте пропуска, а в случае прибытия вне времени работы таможенного органа – в течение 4 часов с момента наступления времени начала работы таможенного органа.)

Помимо операций, связанных с разгрузкой, перегрузкой (перевалкой) товаров иных грузовых операции, а также с заменой транспортных средств международной перевозки, в соответствии с положениями ТК ЕАЭС, в течение 3 часов рабочего времени таможенного органа с момента уведомления о прибытии, перевозчик или декларант, обязаны совершить одну из таможенных операций, связанных с:

помещением товаров на временное хранение;

перевозкой (транспортировкой) товаров из мест прибытия до места временного хранения;

таможенным декларированием товаров;

помещением товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории портовой СЭЗ или логистической СЭЗ;

вывозом товаров с таможенной территории ЕАЭС.

Кроме того, в новом проекте ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» регламентировано время действия таможенных органов по фиксации даты и времени уведомления в журналах регистрации уведомлений о прибытии товаров в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации – в течение 10 минут с момента получения уведомления о прибытии товаров, прибывших автомобильным и железнодорожным видом транспорта на территорию Российской Федерации, в течение 20 минут, прибывших воздушным видом транспорта и в течение 30 минут, прибывших водным видом транспорта, с использованием штатных программных средств.

Таким образом, законодатель в новом проекте ТК ЕАЭС ограничил время совершения таможенных операциях при прибытии товара.

Ответ:

Касательно ускорения при таможенных операциях по помещению на временное хранение

Статьей 88 ТК ЕАЭС обязанность по совершению таможенных операций, связанных с временным хранением либо декларированием товаров и иными операциями, предусмотренными данной статьей, возложена на перевозчика и определенный перечень лиц, установленный статьёй 83 ТК ЕАЭС, в течение 3-х часов рабочего времени таможенного органа с момента уведомления о прибытии товаров автомобильным транспортом, а товаров перевозимых водным, воздушным или железнодорожным транспортом – в течение 12-ти часов (пункт 6 статьи 85 проекта ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации») (в действующем ТК ТС таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение, совершались в те же временные рамки, но после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия).

Необходимо отметить, что временные рамки, связанные с регистрацией таможенным органом документов для помещения товаров на временное хранение, остались прежними и составляют 1 час с момента подачи таких документов таможенному органу.

Таким образом, время совершения таможенных операций, связанных помещением товаров на ВХ, находится в прямой зависимости от оперативности соответствующих действий заинтересованных лиц.

Вопрос 14

В таможенном складе предусмотрены четыре зоны. Одна – для товаров, в отношении которых подана таможенная декларация с заявленной таможенной процедурой таможенного склада после завершения таможенной процедуры таможенного транзита. Какие товары на нее помещаются, если наши транспортные средства приходят на СВХ, и там закрывают таможенную процедуру таможенного транзита и там же подается ДТ ИМ70 (таможенная процедура таможенного склада)? Можем ли мы направлять транспортные средства напрямую на таможенный склад и на нем закрывать транзит и подавать ДТ?

Ответ:

1. На основании статьи 433 ТК ЕАЭС юридическое лицо, осуществляющее внешнеэкономическую деятельность в сфере таможенного дела в качестве владельца склада, может являться уполномоченным экономическим оператором.

В этом случае, в соответствии с положениями статьи 437 ТК ЕАЭС УЭО могут предоставляться специальные упрощения, предполагающие доставку товаров в ЗТК, созданную в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) УЭО, их размещение в такой зоне таможенного контроля, проведение таможенного контроля и совершение таможенных операций, связанных с завершением действия ТПТТ.

2. В остальных случаях, в отношении товаров, помещенных под ТПТТ, в соответствии со статьей 145 ТК ЕАЭС местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. При этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа. Поскольку в Приволжском регионе отсутствуют таможенные склады, на территории которых находятся таможенные органы, совершение таможенных операций, связанных с закрытием ТПТТ и помещением под иную таможенную процедуру не представляется возможным.

Вопрос 15

В соответствии с п. 2 Раздела I (Общие положения) Инструкции о порядке заполнения декларации на товары: товары, помещенные на таможенный склад по разным ДТ, могут быть выпущены с таможенного склада (т.е. без перемещения товаров через таможенную границу Союза) в одной декларации, если товары помещались под предшествующую таможенную процедуру по одному договору, находятся под таможенным контролем одного и того же таможенного органа. Есть ли ограничение по срокам между помещением на таможенный склад первого и второго товаров, чтобы первый и второй товар были признаны одной товарной партией?

Ответ: При завершении действия таможенной процедуры без перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС как одна товарная партия рассматриваются товары, помещенные под одну и ту же таможенную процедуру по одному договору, если при совершении внешнеэкономической сделки заключался соответствующий договор (или по одному документу об условиях переработки товаров), продукты их переработки, товары, изготовленные (полученные) из таких товаров, отходы, образовавшиеся из таких товаров, находящиеся под таможенным контролем одного и того же таможенного органа, декларантом которых будет являться то же лицо, которое поместило товары под предшествующую таможенную процедуру.

В отношении таких товаров, в целях завершения таможенной процедуры таможенного склада, может быть подана одна ДТ до истечения срока действия данной процедуры, причем с учетом срока, установленного по первой ДТ.

Вопрос 16

Порядок перехода на бумажный вид подачи ДТ:

Узнали о проблеме предоставления ДТ в электронном виде, распечатали и поехали на таможенный пост и подали?

Или написали письмо с просьбой декларировать в бумажном виде, потому что… и отдали на рассмотрение (таможня имеет право ответить в течение 30 дней) и ждем ответа, а товар стоит на СВХ? И подаем уже после получения официального разрешения?

Ответ: Исходя из пункта 5 статьи 104 ТК ЕАЭС, при отсутствии возможности обеспечить таможенное декларирование в электронной форме в связи с неисправностью используемых таможенными органами информационных систем возможна подача ДТ в письменной форме.

Частью 4 статьи 99 проекта Федерального закона «О таможенном регулировании» порядок совершения таможенных операций, связанных с регистрацией при неисправности информационных систем, используемых таможенными органами, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

Именно указанным документом и будет определяться порядок действий, как декларанта, так и таможенного органа при возникновении рассматриваемых ситуаций.

Вопрос 17

Порядок получения нового свидетельства 3-его типа действующими УЭО. В новом законодательном акте указаны четыре типа свидетельств. Интересует конкретно порядок получения свидетельства третьего типа (каковы требования))?

Льготы УЭО, случаи не предоставления льгот (офшоры, открытие транзита не на территории РФ) сохранились или нет в новом законодательном акте?

За 2017 год увеличилось число уполномоченных экономических операторов, какие существенные плюсы имеют УЭО в нашем регионе?

Основные критерии для внесения в реестр УЭО (плюсы, минусы и сравнение с обычным участником ВЭД, внесённым в реестр владельца склада временного хранения закрытого типа).

Порядок получения нового свидетельства 3-его типа действующими УЭО. В новом законодательном акте указаны четыре типа свидетельств. Интересует конкретно порядок получения свидетельства третьего типа (каковы требования))?

Ответ: УЭО, статус которым был присвоен в соответствии с ТК ТС, могут подать заявление о включении в реестр операторов с выдачей свидетельства третьего типа (пункт 3 статьи 465 ТК ЕАЭС):

- при условии его нахождения в реестре операторов не менее 2 лет до дня регистрации таможенным органом заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов;

- при соблюдении следующих условий (предусмотренных для включения в реестр операторов с выдачей свидетельства второго типа):

1) осуществление деятельности в сфере таможенного дела в течение определённого срока (не менее 2 лет) и соответствие показателей этой деятельности определённым критериям (например, не менее 10 ДТ или 250 ТД в год, или хранение товаров суммарная стоимость которых превышает 500 тыс. евро ежегодно и т.д.).

2) отсутствие задолженностей по уплате таможенных и налоговых платежей;

3) отсутствие фактов привлечения во всех государствах-членах к ответственности в сфере таможенного дела (как юр.лица, так и физ.лиц из числа его акционеров и руководства) в течение 1 года;

4) требований к системе учета товаров (возможность сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций и обеспечивающей доступ (в том числе удаленный) таможенных органов к таким сведениям);

5) требований к финансовой устойчивости (определяются Комиссией; в настоящее время возможно ознакомиться с проектом такого Решения от 29.08.2017 № 111);

6) требований к помещениям (частям помещений) и (или) открытым площадкам (частям открытых площадок) оператора (утверждены Решением Коллегии ЕАЭС от 03.10.2017 № 131).

Более подробно условия указаны в пункте 3 статьи 433 ТК ЕАЭС «Условия включения в реестр уполномоченных экономических операторов».

Дополнительно информируем, что ТК ЕАЭС предусматривает 3 типа свидетельства, а не 4.

Льготы УЭО, случаи не предоставления льгот (офшоры, открытие транзита не на территории РФ) сохранились или нет в новом законодательном акте?

Комиссия вправе определять случаи и (или) категории товаров, при которых и (или) в отношении которых отдельные специальные упрощения, предусмотренные ТК ЕАЭС, не применяются (пункт 6 статьи 437 ТК ЕАЭС).

В настоящий момент указанное Решение Комиссии отсутствует.

По вопросу транзита требуется пояснения, так как в перечне предоставляемых специальных упрощений «открытие ТПТТ не на территории РФ» отсутствует.

Дополнительно, установленные статьей 440 ТК ЕАЭС особенности завершения действия ТПТТ при доставке товаров в зону таможенного контроля, созданную в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) оператора, не предусматривают ограничений, связанных с перемещением при доставке иностранных товаров, следующих в адрес помещений УЭО, только территорией Российской Федерации.

За 2017 год увеличилось число уполномоченных экономических операторов, какие существенные плюсы имеют УЭО в нашем регионе?

В настоящее время в Приволжском регионе 42 организации могут применять специальные упрощения, 40 из них являются производственниками.

Существуют преимущества общего характера, таким как:

1) минимизация финансовых и сокращение временных издержек (при хранении груза на собственных объектах, используя его до представления таможенному органу таможенной декларации);

2) сокращение, по сравнению с общеустановленным порядком, количества таможенных операций, подлежащих совершению в отношении ввозимых товаров.

Следует отметить, что у каждого оператора указанные преимущества могут выражаться в иных оценках своей деятельности.

Основные критерии для внесения в реестр УЭО (плюсы, минусы и сравнение с обычным участником ВЭД, внесённым в реестр владельца склада временного хранения закрытого типа).

В целях дифференцированного применения мер по минимизации рисков таможенные органы могут осуществлять категорирование лиц, совершающих таможенные операции, путем отнесения их к категориям низкого, среднего или высокого уровня риска (статья 377 ТК ЕАЭС).

С даты вступления в силу свидетельства о включении в реестр операторов УЭО относится к категории низкого уровня риска (статья 430 ТК ЕАЭС).

Таким образом, деятельность оператора характеризуется низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства, что позволим минимизировать вмешательство в деятельность организации.

Дополнительно, при хранимых товаров на территории УЭО последний не представляет таможенному посту отчетность об их хранении по формам ДО1, ДО2 и ДО3.

Вопрос 18:

Ввозится целый завод, возможно ли внесений изменений в вынесенное класс. решение, если будет выяснено, что не все позиции учтены?

Ответ:

Таможенным законодательством предусмотрено 2 вида предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, принимаемых таможенными органами:

- решение по классификации товара в несобранном или разобранном виде, поставляемого отдельными товарными партиями в течение определенного периода времени (порядок принятия такого решения определен положениями статьи 107 Федерального закона РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – 311-ФЗ);

- предварительное решение по классификации товара, все компоненты которого поставляются одной товарной партией и декларируются путем подачи одной ДТ (порядок принятия такого решения определен положениями Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденного приказом ФТС России от 18.04.2012 № 760 (далее – Регламент).

В первом случае, в прилагаемый к решению по классификации товара перечень компонентов на основании положений подпунктов 2 и 3 пункта 10 статьи 107 311-ФЗ возможно внесение изменений в случаях, если выявлены ошибки и опечатки, допущенные таможенным органом при принятии решения о классификации товара или заявителем при подготовке документов, а также в случае изменения условий внешнеэкономической сделки, если такое изменение относится к товару или его отдельным компонентам.

Во втором случае в соответствии с положениями подпункта 54.2 Регламента изменение предварительного решения производится только в следующих случаях:

- выявления таможенным органом ошибок, допущенных при принятии предварительного решения;

- принятия ФТС России нормативного правового акта, содержащего решения или разъяснения по классификации, распространяющиеся на товар, в отношении которого принято предварительное решение.

Таким образом, внесение изменений в принятое таможенным органом в соответствии с положениями Регламента предварительное решение по классификации товара в случаях выявления ошибок, допущенных заявителем при подготовке документов или в случае изменения условий внешнеэкономической сделки, не предусмотрено. В данном случае заинтересованное лицо может подать в таможенный орган новое заявление о принятии предварительного решения о классификации товара.

Вопрос 19:

В чем преимущество использования банковской гарантии в форме электронного документа?

Ответ:

В июне 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 463-ФЗ от 30.12.2015, предусматривающий возможность выдачи электронных банковских гарантий. Для его реализации Центральным Банком России принято положение от 27.05.2016 № 545-П, определившее технологию информационного взаимодействия кредитных организаций, Банка России и таможенных органов.

Реализация данной технологии потребовала серьезной доработки программных средств кредитных организаций и проведения их тестирования при взаимодействии с программными средствами Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. В настоящее время указанное тестирование завершено, и участники ВЭД могут обеспечивать свои обязательства электронными банковскими гарантиями без предоставления бумажных документов.

Направление электронных банковских гарантий в таможенные органы осуществляют непосредственно кредитные организации через территориальное учреждение Банка России, что позволяет исключить необходимость представления в таможню подтверждения выдачи таких гарантий.

При этом, в случае оформления банковской гарантии в письменной форме на бумажном носителе, такая гарантия принимается таможенным органом только при поступлении от гаранта соответствующего электронного сообщения и представления документов, подтверждающих полномочия подписавших ее лиц. Отсутствие подтверждения банка о выдаче банковской гарантии влечет отказ в ее приеме согласно части 12 статьи 141 311-Федерального закона от 27.11.2010.

C 3 апреля 2017 года, согласно положению Банка России от 27.05.2016 № 545-П, банками и иными кредитными организациями осуществляется передача в таможенные органы электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью и информации в электронном виде о выданных банковских гарантиях уплаты таможенных пошлин, налогов на бумажном носителе.

Основные причины отказа таможенными органами в приеме банковских гарантий:

- нарушение части 7 статьи 141 311-Федерального закона от 27.11.2010: банковская гарантия на день ее представления в таможенный орган не вступила в силу и разница между днем ее представления в таможенный орган и днем вступления в силу превышала 15 дней;

- непоступление информации от банка о выдаче банковской гарантии;

- не соблюдение требований части 10 статьи 141 311-Федерального закона, согласно которому вместе с банковской гарантией в виде оригиналов или засвидетельствованных в нотариальном порядке копий представляются документы, подтверждающие соответствующие полномочия лиц, подписавших банковскую гарантию, и заверенная в установленном порядке карточка с образцами подписей указанных лиц и оттиском печати (при наличии печати) выдавших банковскую гарантию банка, иной кредитной организации либо выдавших банковскую гарантию от имени банка, иной кредитной организации филиала этого банка, филиала этой иной кредитной организации или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой карточки;

- не соблюдение требований подпункта 3 части 12 статьи 141 311-Федерального закона от 27.11.2010: подписание банковской гарантии лицами, не обладающими соответствующими полномочиями.

В настоящее время все проблемные вопросы, возникающие при работе с гарантиями банка, связаны, в основном, с некорректным заполнением банками информации в электронных документах, например: неверно указывается вид обязательства или адрес банка.

Вопрос 20:

Повлияет ли включение участника ВЭД в «Зеленый сектор» с применением технологии «риск-категорирования» на применение такой формы таможенного контроля, как таможенная проверка (частота, порядок проведения и т.п.)? Аналогично в случае включения в «Зеленый сектор» по отраслевому принципу. (АО «Машиностроительный концерн ОРМЕТО-ЮУМЗ»).

Ответ:

В отношении участников ВЭД, отнесенных к категории низкой степени риска нарушения права ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле по отраслевому принципу и с применением технологии «риск-категорирования», на этапе постконтроля осуществляется мониторинг таможенного декларирования товаров, перемещаемых данной категорией лиц, по следующим направлениям:

1) мониторинг и анализ показателей таможенного декларирования товаров участниками ВЭД в сравнении значений показателей декларирования текущего квартала со значениями показателей предыдущего квартала и аналогичного квартала прошлого года (приказ ФТС России от 16.06.2015 № 1167) ;

2) мониторинг товарных партий, в отношении которых на этапе декларирования не применялись меры по минимизации рисков в соответствии с выявленными рисками, в связи с отнесением участников ВЭД к категории низкого уровня риска нарушения права ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле (распоряжение ФТС России от 21.06.2016 № 176-р);

3) проведение на постоянной основе аналитической работы по перспективным направлениям проверочной деятельности (приказ ФТС России от 19.10.2016 № 2004) .

По результатам мониторинга в случае выявления возможных рисков нарушения законодательства проводятся таможенные проверки.

В соответствии с таможенным законодательством (п. 10 приказа ФТС России от 28.12.2016 № 2438) в целях исключения необоснованной нагрузки на проверяемых лиц при планировании таможенных проверок в отношении указанной категории лиц учитывается информация о проводимых и проведенных таможенных проверках. Если в предшествующем мониторингу году проводилась таможенная проверка в отношении участника ВЭД с низким уровнем риска, то данная организация не подлежит включению в план.

При этом, в соответствии с действующим таможенным кодексом таможенного союза и таможенным кодексом ЕАЭС, который вступит в силу с 01.01.2018, внеплановые выездные и камеральные таможенные проверки проводятся без ограничения периодичности их проведения.

Таким образом, отнесение участника ВЭД к категории низкого уровня риска, не влияет на проведение в отношении данного участника внеплановых таможенных проверок в случае выявления риска нарушения участником ВЭД законодательства.

Вопрос 21:

В каких формах осуществляется таможенный контроль после выпуска товаров, направленный на профилактику правонарушений в сфере таможенного дела? Каковы сроки и частота проведения контрольно-надзорных мероприятий в отношении конкретного участника ВЭД? (ООО «Новохром»)

Ответ:

Таможенный контроль, направленный на профилактику правонарушений, осуществляется с применением следующих методов и форм контроля:

ü мониторинг и анализ показателей таможенного декларирования товаров, перемещаемых участниками ВЭД с низким уровнем риска нарушения права ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле в целях оценки рисков, а также полноты и достаточности сведений, заявленных при таможенном декларировании товаров для подтверждения принятых решений при выпуске товаров;

ü проверка системы учета товаров и отчетности

- при контроле лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

- УЭО;

- в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры, предусматривающие ведение учета таких товаров;

таможенный осмотр помещений и территорий

- при контроле условно выпущенных товаров, сопряженных с ограничениями по распоряжению и пользованию, при таможенном декларировании которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей;

- при контроле лиц, осуществляющих хранение товаров на СВХ, таможенных складах, в помещениях МБП и иных местах, где могут находиться товары под таможенным контролем;

- при контроле лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур;

учет товаров, находящихся под таможенным контролем при контроле условно выпущенных товаров, сопряженных с ограничениями по распоряжению и пользованию, при таможенном декларировании которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей;

В случае выявления по результатам указанных метода и форм контроля рисков нарушения права ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном деле, необходимости формирования доказательной базы правонарушений, а также контроля соблюдения обязательных требований актов законодательства проводятся камеральные или выездные таможенные проверки.

Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще 1 раза в год, плановые выездные таможенные проверки в отношении УЭО проводятся один раз в три года, внеплановые выездные и камеральные проверки и иные формы контроля проводятся без ограничений их периодичности.

Срок проведения выездной таможенной проверки 2 месяца и может быть продлен на 1 месяц по решению начальника таможенного органа. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о предоставлении документов и датой получения таможенных органом документов.

Срок проведения камеральной таможенной проверки действующим законодательством не установлен.

Таможенный осмотр помещений и территорий не может продолжаться более одного дня.

Вопрос 22:

Изменились ли условия по предварительному классификационному решению?

Ответ:

Порядок принятия предварительных решений о классификации товаров в ТК ЕАЭС, по сравнению с ТК ТС, в основном не изменился. Но имеются некоторые отличия, направленные на совершенствование данного института.

По прежнему предварительное решение о классификации товара должно приниматься таможенным органом того государства ЕЭС, в котором будет производиться выпуск товара при его помещении под таможенную процедуру. Отличие в ТК ЕАЭС - при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита может быть представлено предварительное решение о классификации товара, принятое таможенным органом любого государства ЕЭС (подпункт 6 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС).

По прежнему предварительное решение о классификации товара принимается по каждому наименованию товара, включающему в себя определенную марку, модель, артикул и модификацию.

В ТК ЕАЭС сроки принятия предварительного решения о классификации товара остались прежние: максимальный срок рассмотрения заявления 90 календарных дней со дня его регистрации таможенным органом, из этого срока запрос таможенным органом дополнительной информации о товаре должен быть направлен не позднее 30 календарных дней со дня регистрации таможенным органом заявления участника ВЭД.

Несколько изменен срок представления участником ВЭД дополнительной информации о товаре: по ТК ТС дополнительная информация должна быть представлена в течение 60 календарных дней со дня письменного уведомления заявителя, а по ТК ЕАЭС - не позднее 60 календарных дней со дня регистрации таможенным органом направленного заявителю запроса о необходимости представления дополнительной информации.

Определенные изменения коснулись порядка внесения изменений в предварительное решение о классификации товара.

По ТК ТС допускается внесение изменений в предварительное решение в случае выявления таможенным органом или заявителем ошибок, допущенных при принятии предварительного решения. По ТК ЕАЭС внесение изменений в предварительное решение о классификации товара возможно только в случае выявления таможенным органом или заявителем ошибок, допущенных при его принятии, не влияющих на сведения о коде товара по ТН ВЭД ЕАЭС.

А в случае, если выявленные ошибки влияют на сведения о коде товара по ТН ВЭД ЕАЭС, то должно приниматься решение о прекращении действия предварительного решения о классификации товаров. В данном случае таможенный орган, выдавший предварительное решение о классификации товара, не позднее 10 рабочих дней со дня принятия решения о прекращении действия предварительного решения о классификации товара принимает новое предварительное решение о классификации товара на основании сведений, представленных заявителем при подаче заявления о принятии предварительного решения о классификации товара, действие которого прекращено. Такое новое предварительное решение о классификации товара вступает в силу с даты его принятия.

Вопрос 23:

Почему классификационные решения, принятые таможней, не публикуются и действуют только при оформлении товара?

Ответы:

ТК ТС и ТК ЕАЭС предусматривают 2 случая публикации ФТС России решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС:

1. Согласно положениям пункта 6 статьи 52 ТК ТС таможенные органы обеспечивают публикацию решений и подготовки разъяснений по классификации отдельных видов товаров (таких, например, как «морозильники», «цифровые видеокамеры», «погрузчики»).

В ТК ЕАЭС аналогичные положения содержатся в пункте 6 статьи 21 ТК ЕАЭС, согласно которым в целях обеспечения единообразного применения ТН ВЭД ЕАЭС таможенные органы могут принимать решения и давать разъяснения о классификации отдельных видов товаров, обеспечивая публикацию таких решений и разъяснений.

2. Согласно положениям статьи 57 ТК ТС таможенные органы обеспечивают размещение на официальном сайте ЕЭК принятые уполномоченными таможенными органами (региональными таможенными управлениями и Центральной энергетической таможней) предварительные решения по классификации товаров.

Данные положения корреспондируют с положениями статьи 27 ТК ЕАЭС, согласно которым информация из предварительных решений о классификации товаров, за исключением информации, составляющей государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну (секреты), либо другой конфиденциальной информации, касающейся заинтересованного лица, размещается на официальном сайте ЕЭС в сети Интернет.

Публикация принимаемых таможенными органами при декларировании и в ходе контроля после выпуска решений по классификации товаров положениями ТК ТС и ТК ЕАЭС не предусмотрена.

Вопрос 24:

Каковы перспективы установления перечня товаров для применения процедуры переработки для внутреннего потребления?

Ответ:

В настоящее время перечень товаров, допустимых к помещению под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления определён постановлением Правительства РФ от 12.07.2011 № 565 «Об утверждении перечня товаров, в отношении которых допускается переработка для внутреннего потребления».

Вопрос 25:

Какой орган компетентен (уполномочен) определить (подтвердить) код ОКД (ОКП) товара при ввозе медицинских изделий по ставке НДС 10%?

Ответ:

В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», приказами Минпромэнерго РФ от 22.03.2006 № 54 «Об утверждении формы декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов», от 22.03.2006 № 53 «Об утверждении формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов» коды товаров ОКП и ОКПД2 указываются в документах, удостоверяющих соответствие - декларации о соответствии и сертификате соответствия. Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1416, предусмотрено указание кода товара по Общероссийскому классификатору продукции также и в регистрационном удостоверении Росздравнадзора.

Вопрос 26:

Необходим пересмотр практики оценки технически сложных изделий в плане таможенной стоимости по стоимости на единицу веса изделия. Эти величины могут сильно варьироваться в зависимости от марки изделия и требуют более тонкого, а не формального подхода

Ответ:

Единые правила определения таможенной стоимости товаров установлены Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза». В целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности системы оценки товаров для таможенных целей она не должна быть основана на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров (пункт 2 статьи 2 Соглашения).

Вопрос 27:

Необходимо рассмотрение и выдача заключений ФСТЭК на экспорт в течение 10 дней

Ответ:

В соответствии с пунктом 2.4 приказа Федеральной службы по техническому и экспортному контролю России (далее - ФСТЭК России) от 20 марта 2012 года № 29 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности» срок предоставления государственной услуги по выдаче заключений не должен превышать 15 рабочих дней со дня регистрации в ФСТЭК России письменного обращения заявителя и документов, указанных в пункте 2.9 Регламента.

Если продукция, являющаяся предметом внешнеэкономической сделки, и конечный пользователь этой продукции совпадают с продукцией и конечным пользователем, указанными в контракте (договоре) на осуществление иной внешнеэкономической сделки, для выполнения которой заявителю в течение года, предшествующего его обращению в ФСТЭК России, уже было выдано заключение, срок предоставления государственной услуги не должен превышать 5 рабочих дней со дня регистрации в ФСТЭК России письменного обращения заявителя и документов, указанных в пункте 2.9 Регламента.

В исключительных случаях, когда для подготовки заключения требуется проведение специальных экспертиз либо проверок, срок рассмотрения обращения может быть продлен директором ФСТЭК России или его заместителем, курирующим вопросы экспортного контроля, но не более чем на 30 дней. О продлении срока ФСТЭК России письменно уведомляет заявителя с указанием причин принятия такого решения.

Вопрос 28:

Существуют ли ограничения, запреты в т.ч. при экспорте электротехнической продукции 84, 85 группы в Афганистан: заключения ФСТЭК, другие разрешения?

Ответ:

Согласно пунктам 1, 3 статьи 101 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе таможенного союза от 27.11.2009 и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства. Для целей применения указанных международных договоров к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения.

Согласно пункту 1 статьи 183, пункту 2 статьи 198, подпунктом 2 пункта 1 статьи 213 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации для помещения товаров под таможенную процедуру экспорта должна сопровождаться представлением таможенному органу, в том числе документов, подтверждающих соблюдение мер экспортного контроля. В случае обнаружения таможенными органами признаков, указывающих на то, что к товарам могут применяться меры экспортного контроля и декларантом не представлены доказательства, подтверждающие их соблюдение, выпуск товаров не производится.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Таможенного кодекса Таможенного союза при таможенном регулировании, по общему правилу, применяются запреты и ограничения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов.

Согласно статье 94 Таможенного кодекса Таможенного союза, частям 1, 3, 4 статьи 162 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» для предотвращения нарушений права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, также противодействия нарушениям при осуществлении других видов контроля, возложенных на таможенные органы, в том числе мер экспортного контроля, используется система управления рисками. Информация ограниченного доступа, содержащаяся в установленных профилях риска, не подлежит разглашению (распространению) либо передаче таможенными органами третьим лицам, в том числе государственным органам.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (далее – Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ) контролируемые товары и технологии - это сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов.

Согласно статье 6 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента Российской Федерации.

В настоящее время, такие списки определены Указами Президента Российской Федерации от 20.08.2007 № 1083 «Об утверждении Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю», от 17.12.2011 № 1661 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль», от 14.01.2003 № 36 «Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль», от 28.08.2001 № 1082 «Об утверждении Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль», от 08.08.2001 № 1005 «Об утверждении Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль», от 14.02.1996 № 202 «Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль».

Согласно статье 24 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ идентификация контролируемых товаров и технологий является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.

Кроме того, помимо товаров, подпадающих под действие списков (перечней), указанных в статье 6 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ, российские участники внешнеэкономической деятельности в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 18.07.1999 №183-ФЗ обязаны получить в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2005 № 517 (далее – Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2005 № 517), разрешение межведомственного координационного органа по экспортному контролю на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) в случаях, если имеются основания полагать, что эти товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них) могут быть использованы для создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники или приобретаются в интересах лиц, в отношении которых имеются полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения об их участии в террористической деятельности.

При этом согласно статье 24 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ совершение необходимых действий, связанных с получением разрешений на осуществление внешнеэкономических операций в случаях, установленных
пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 18.07.1999 №183-ФЗ, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.

Перечень критериев, на основе которых может быть сделан вывод о необходимости получения разрешения на осуществление внешнеэкономических операций, определен пунктом 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2005 № 517. При этом данный перечень не является исчерпывающим.

Учитывая оценочный характер потенциальной пригодности экспортируемых товаров для использования в военных целях, статьей 21 Федерального закона от 18.07.1999 №183-ФЗ установлено проведение в отношении таких внешнеэкономических сделок государственной экспертизы, заключающейся в проведении анализа документов и информации, имеющих отношение к внешнеэкономической сделке.

Государственная экспертиза проводится в порядке, установленном Правилами проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2001 № 294, на основании документов, представленных российскими участниками внешнеэкономической деятельности в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю для получения разрешения в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ.

Выдача разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с продукцией в случаях, установленных пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 18.07.1999 №183-ФЗ, за исключением товаров, подпадающих под действие списков (перечней) контролируемых товаров и технологий, указанных в статье 6 Федерального закона от 18.07.1999 № 183-ФЗ, осуществляется в порядке, установленном Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2005 № 517.

В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по предоставлению государственной услуги по осуществлению (в пределах своей компетенции) нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, в том числе выдаче лицензий на осуществление операций по экспорту и (или) импорту товаров (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденным приказом ФСТЭК России от 04.05.2012 № 51, указанное разрешение выдается ФСТЭК России (Управлением экспортного контроля ФСТЭК России). Максимальный срок предоставления государственной услуги не должен превышать 45 дней со дня поступления в ФСТЭК России письменного обращения заявителя и документов.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2010 № 1974-р ФСТЭК России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на постоянной основе осуществляет формирование и поддержание в актуальном состоянии перечня товаров, в отношении которых принято идентификационное решение о неприменении запретов и ограничений в области экспортного контроля и перемещение которых через границу Российской Федерации осуществляется без применения запретов и ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля (далее – Перечень).

Вместе с тем, примечанием к данному Перечню установлены исключения для его применения, в частности, указанный Перечень не применяется при экспорте товаров в страны, в отношении которых действуют санкции Совета Безопасности ООН или специальные экономические меры, установленные Президентом Российской Федерации, либо на территории которых происходят вооруженные конфликты, а также поставок, осуществляемых для целей военного применения и в интересах организаций, в отношении которых имеется информация об их причастности к военным программам иностранных государств, либо в интересах лиц, причастных к террористической деятельности. Экспорт продукции, на который распространяются вышеназванные исключения, возможен на основании заключений ФСТЭК России, выданных на конкретную внешнеэкономическую сделку.

Выдача заключения о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности осуществляется ФСТЭК России (Управлением экспортного контроля) в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений о применении мер нетарифного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности, утвержденным приказом ФСТЭК России
от 20.03.2012 № 29 (зарег. в Минюсте России 03.05.2012, рег. № 24034). В соответствии с пунктом 2.8. обращение заявителя рассматривается при условии представления таких данных как: наименование продукции, наименования страны-импортера и страны конечного пользователя - при вывозе продукции из Российской Федерации, данные о конечном пользователе продукции (в ред. Приказа ФСТЭК России от 02.09.2015 N 106), информация о целях и месте использования продукции (в ред. Приказа ФСТЭК России от 02.09.2015 N 106)

При этом представляются:

копия договора (контракта, соглашения) с приложениями и дополнениями (изменениями) или иной документ, на основании которого осуществляется внешнеэкономическая операция (при наличии);

сведения об изготовителе (разработчике) продукции - при вывозе продукции из Российской Федерации;

документы, содержащие сведения о продукции, необходимые для проведения идентификации: техническое описание с указанием параметров (характеристик), данные об используемых конструктивных материалах, паспорт, технические условия, чертежи общего вида, сборочные чертежи, чертежи отдельных узлов и т.п.;

Таким образом, заключение ФСТЭК России выдается на поставку четко определенных товаров по конкретной внешнеэкономической сделке.

Вопрос 29:

В 2018 КБК будут объединены на одном авансовом платеже: и пошлины, и платежи! Все ли таможенные посты на границе имеют электронное сообщение с ФНС и ФТС для подтверждения льготы по НДС, так как на некоторые посты нет необходимости посылать бумажные носители для подтверждения льготы по НДС для получения штампа «Товар вывезен»?

Ответ:

В соответствии со статьей 165 Налогового кодекса РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса - вывезенных в таможенной процедуре экспорта, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в налоговые органы, в числе прочих, представляется таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.

Вопрос 30:

Какова правоприменительная практика ввоза товаров, подлежащих ограничениям в виде предоставления сертификата соответствия или декларации соответствия в единичных экземплярах для собственных нужд юридических лиц? А также товаров для собственных нужд, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору, соответственно, без предоставления разрешительных документов?

Ответ:

В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 (далее – Положение), при таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие продукции обязательным требованиям.

Положением определен исчерпывающий перечень оснований, по которым представление документов, удостоверяющих соответствие продукции обязательным требованиям, или сведений о таких документах не требуется. К таким основаниям относится ввоз в единичных экземплярах (количествах), предусмотренных одним внешнеторговым договором исключительно для собственного использования декларантом. Конкретное количество единичных экземпляров Положением не установлено, но обязательным условием является ввоз по одному внешнеторговому договору, которым предусмотрено использование товаров исключительно для собственных нужд декларанта.

За несоблюдение условий пользования и распоряжения товарами, ввезенными в единичных количествах исключительно для собственного использования, предусмотрена административная ответственность в соответствии с КоАП РФ.

Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе» (далее – Решение) утверждены:

Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза;

Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (далее - Единые санитарные требования);

Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Евразийского экономического союза, подконтрольной продукцией (товарами), перемещаемой через таможенную границу Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза.

Единые санитарные требования обязательны для соблюдения органами исполнительной власти государств-членов Евразийского экономического союза, органами местного самоуправления, юридическими лицами любой организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами (пункт 1.3).

За нарушение настоящих Единых санитарных требований виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством государств-членов Евразийского экономического союза (пункт 1.4).

Решение не содержит норм, исключающих осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора при ввозе подконтрольных товаров для собственных нужд.

Вопрос 31:

Если товар следует из Китая в таможню назначения в г. Пермь, по схеме «море и ж/д через порт Российской Федерации «Восточный» г. Находка, можно ли подать предварительную декларацию на товар в Пермскую таможню до того, как товар поступил на таможню в Перми, но после того, как товар поступил в порт Российской Федерации и едет по территории России?

Ответ:

В соответствии с пунктом 3 статьи 114 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) при применении предварительного таможенного декларирования товары, перемещаемые водными судами, после их ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) должны находиться в месте прибытия товаров, указанном в таможенной декларации.

Пунктом 4 статьи 10 ТК ЕАЭС определено, что местами прибытия являются места перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, через которые товары прибывают на таможенную территорию ЕАЭС.

Таким образом, в рассматриваемом случае применение предварительного таможенного декларирования не представляется возможным.

Вопрос 32:

Не понятно кто с 01.01.2018 г. должен уведомлять таможенный орган о размещении транспортных средств в ЗТК.

Ответ:

В соответствии с положениями статьи 151. ТК ЕАЭС действие таможенной процедуры таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки товаров, определенное таможенным органом отправления.

Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения.

В месте доставки товаров до завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля, в том числе без выгрузки товаров из транспортного средства, на котором они доставлены.

Уведомление таможенного органа о размещении транспортных средств в ЗТК не предусмотрено. Товары размещаются в зоне таможенного контроля в любое время суток.

После прибытия в место доставки товаров перевозчик либо декларант товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы, если таможенное декларирование таможенной процедуры таможенного транзита осуществлялось в письменной форме, или сведения о регистрационном номере электронной транзитной декларации, если таможенное декларирование таможенной процедуры таможенного транзита осуществлялось в электронной форме в установленные сроки.

От имени декларанта документы могут быть представлены таможенным представителем.

Вопрос 33:

Порядок подачи документов для получения льгот на ввозимое оборудование не производимое в России.

Ответ:

В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 (далее – Положение), при таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие продукции обязательным требованиям.

Положением определен исчерпывающий перечень оснований, по которым представление документов, удостоверяющих соответствие продукции обязательным требованиям, или сведений о таких документах не требуется. К таким основаниям относится ввоз в единичных экземплярах (количествах), предусмотренных одним внешнеторговым договором исключительно для собственного использования декларантом. Конкретное количество единичных экземпляров Положением не установлено, но обязательным условием является ввоз по одному внешнеторговому договору, которым предусмотрено использование товаров исключительно для собственных нужд декларанта.

За несоблюдение условий пользования и распоряжения товарами, ввезенными в единичных количествах исключительно для собственного использования, предусмотрена административная ответственность в соответствии с КоАП РФ.

Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе» (далее – Решение) утверждены:

Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза;

Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (далее - Единые санитарные требования);

Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Евразийского экономического союза, подконтрольной продукцией (товарами), перемещаемой через таможенную границу Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза.

Единые санитарные требования обязательны для соблюдения органами исполнительной власти государств-членов Евразийского экономического союза, органами местного самоуправления, юридическими лицами любой организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами (пункт 1.3).

За нарушение настоящих Единых санитарных требований виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством государств-членов Евразийского экономического союза (пункт 1.4).

Решение не содержит норм, исключающих осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора при ввозе подконтрольных товаров для собственных нужд.

Вопрос 34:

Оптимизация процесса подтверждения вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза при обратном ввозе временно вывезенных товаров.

Ответ:

При завершении таможенной процедуры временного вывоза помещением товаров под таможенную процедуру реимпорта подпунктом 2 пункта 1 статьи 236 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза определено, что такое подтверждение возможно не только путём непосредственного представления соответствующих документов, но и сведений о таких документах без их фактического представления.

Вопрос 35:

В связи с вступлением нового ТК ожидается ли новая инструкция по заполнению ДТ?

Ответ:

По имеющейся информации на уровне Евразийской экономической комиссии и таможенных служб государств членов Евразийского экономического союза проводится работа по актуализации Инструкции о порядке заполнения ДТ, утверждённой решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 257 в связи с вступлением с силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Вопрос 36:

Товар ввезен в уставной капитал общества иностранным лицом. Предоставлена банковская гарантия на 3 года. Возможно ли не представлять БГ на остальные два года?

Ответ:

Согласно п. 2 статьи 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами (в том числе, ввезенных в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал) прекращается у декларанта по истечении 5 лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. В соответствии с п. 3 статьи 86 ТК ТС исполнение плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов должно быть обеспечено непрерывно в течение всего срока действия обязательства.

Вопрос 37:

Применение результатов таможенного аудита будет влиять на проверки либо исключаться?

Ответ:

В настоящее время нормативная база, регламентирую проведение таможенного аудита, отсутствует. Вместе с тем, с целью создания института таможенного аудита ФТС России проводится эксперимент, в рамках которого изучается возможность использования таможенными органами аудиторских заключений. В перспективе таможенные органы смогут использовать информацию, содержащуюся в аудиторских заключениях, в качестве дополнительной при проведении таможенного контроля.

Вопрос 38:

В целом в 2017 году банки отказывали в выдаче электронных банковских гарантий, участники ВЭД вынуждены были передавать банковские гарантии на бумажных носителях.

Ответ:

В июне 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 463-ФЗ от 30.12.2015, предусматривающий возможность выдачи электронных банковских гарантий. Для его реализации Центральным Банком России принято положение от 27.05.2016 № 545-П, определившее технологию информационного взаимодействия кредитных организаций, Банка России и таможенных органов. C 3 апреля 2017 года банками и иными кредитными организациями осуществляется передача в таможенные органы электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, и информации в электронном виде о выданных банковских гарантиях уплаты таможенных пошлин, налогов на бумажном носителе.

Вопрос 39:

Возможность увеличения досудебного урегулирования споров, возникающих между участниками и таможенными органами по коду товара (возможность досудебной отмены решений по классификации товаров)

Ответ: Правом Евразийского экономического союза и законодательством РФ о таможенном деле предусмотрены механизмы урегулирования споров по вопросам классификации товаров по ТН ВЭД. В соответствии с главой 6 ТК ТС участник ВЭД может получить предварительное решение по классификации товара по ТН ВЭД. Однако если такого решения нет и участник ВЭД самостоятельно заявляет классификационный код товара по ТН ВЭД, он обязан подтвердить заявленный код документально (документами от производителя, экспертными заключениями, заключениями специалистов, сведениями в таможенных документах, оформленных на территории иностранного экспортера, пояснениями о причинах выбора кода товара и т.д.). В свою очередь, таможенный орган при таможенном контроле вправе запросить информацию о товаре, позволяющую проверить правильность его классификации, а также назначить таможенную экспертизу. В соответствии со ст.141 ТК ТС при назначении и проведении таможенной экспертизы декларант вправе:

1) заявлять ходатайства о постановке дополнительных вопросов таможенному эксперту;

2) знакомиться с заключением таможенного эксперта и получать копию такого заключения в таможенном органе, назначившем таможенную экспертизу;

3) присутствовать при отборе проб или образцов таможенными органами для проведения таможенной экспертизы;

4) ходатайствовать о проведении дополнительной или повторной таможенной экспертизы.

Если декларант согласен с выводами таможенного эксперта о товаре, но не понимает причин, по которым таможенный орган принимает решение по классификации товара по ТН ВЭД, руководствуясь положениями статьи 50 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», декларант вправе обратиться в таможенный орган, вынесший решение, о причинах его принятия.

Если после получения ответа о причинах принятия решения по классификации товара у декларанта остались сомнения в правомерности этого решения, он вправе подать жалобу в вышестоящий таможенный орган в соответствии с положениями главы 3 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Жалоба на решение по классификации товара по ТН ВЭД может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда декларанту стало известно или должно было стать известно о принятом решении по классификации товара по ТН ВЭД. В ходе рассмотрения жалобы таможенный орган обязан дать правовую оценку обжалованному решению, а также ответить на доводы заявителя правового характера.

Вопрос 40:

По новому Кодексу предусмотрена подача ЭДТ без предоставления формализованных документов. Возможен ли выпуск товара без дополнительного запроса этих документов?

Ответ:

Статьёй 119 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) регламентированы сроки выпуска товаров в ситуации, когда в процессе таможенного контроля в отношении ДТ и заявленных в ней сведений таможенным органом не запрашивались документы на основании которых такая ДТ заполнена. Таким образом, ТК ЕАЭС прямо предусмотрена возможность выпуска товаров без представления документов на основании которых заполнена ДТ.

Вопрос 41:

Ответственность перевозчика при подаче железнодорожного подвижного состава для закрытия доставки в ЗТК предприятий если они открыты на путях не общего пользования? На кого будет возложена обязанность по временному хранению товара в таких ЗТК? (в рамках нового таможенного кодекса).

Ответ:

В соответствии с положениями статьи 145. ТК ЕАЭС местом доставки товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, является зона таможенного контроля на станции назначения, на подъездных путях станции назначения или на железнодорожных путях необщего пользования, примыкающих непосредственно к станции назначения.

В соответствии с положениями статьи 150 ТК ЕАЭС при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, обязан:

1) доставить товары и документы на них в установленный таможенным органом отправления срок в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту перевозки (транспортировки) товаров, если он установлен;

2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись;

3) не допустить разгрузку, перегрузку (перевалку) и совершение иных грузовых операций с товарами, перевозимыми (транспортируемыми) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замену транспортных средств, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов.

В соответствии с положениями статьи 154 ТК ЕАЭС ответственность за неисполнение обязанностей перевозчика при перевозке товаров железнодорожным транспортом в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита несет железнодорожный перевозчик, принявший товары к перевозке.

В соответствии с положениями статьи 99 ТК ЕЭС местами временного хранения товаров являются склады временного хранения, территории свободного склада, территории СЭЗ, помещения, склады, открытые площадки и иные территории получателя товаров, а также иные места, определенные законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Ответственность за товары, помещенные на временное хранение в места, отличные от СВХ, возложена на лиц, уполномоченных в отношении товаров.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 103 ТК ЕЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении иностранных товаров, помещаемых на временное хранение, у перевозчика, обладающего полномочиями в отношении товаров и представившего документы для помещения товаров на временное хранение, возникает с момента регистрации таможенным органом этих документов.

Обязанность по совершению таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ЕЭС возлагается на лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 83 ТК ЕЭС.

Согласно пункту 3 статьи 152 ТК ЕЭС в случае несовершения указанными лицами таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием, перевозчик обязан совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение в соответствии с главой 16 ТК ЕЭС, не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенным органом назначения подачи документов.