Сегодня 19 сентября 2018 года
Для слабовидящих

Главное меню

Баннер

Публичное мероприятие 8 февраля 2018 года

PDFПечатьE-mail

ПОВЕСТКА

публичного мероприятия для участников внешнеэкономической деятельности и иных заинтересованных лиц по вопросам правоприменительной практики таможенных органов и соблюдения обязательных требований

8 февраля 2018 г., 10.00 МСК г. Саратов

___________________________________________________________

1. О результатах правоприменительной практики проведения контрольно-надзорных мероприятий, направленных на недопущение ввоза и пресечение оборота «санкционных» товаров в регионе деятельности Приволжского таможенного управления

Докладчик: начальник службы таможенного контроля после выпуска товаров Приволжского таможенного управления Р.С. Николаев

2. О новом порядке подачи и рассмотрения жалоб в сфере таможенного дела, предусмотренном проектом Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

Докладчик: начальник правового отдела Саратовской таможни Л.В. Дорошенко

3. Принятие таможенными органами мер по защите прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности

Докладчик: начальник отдела торговых ограничений и экспортного контроля службы федеральных таможенных доходов Приволжского таможенного управления О.Ю. Шмелева

Видеозапись публичных обсуждений 08 февраля 2018 года:

Вопросы, поступившие от участников ВЭД:

1. Статья 403 Таможенного кодекса ЕАЭС определяет в качестве одного из оснований для исключения из реестра таможенных представителей неисполнения обязанностей по предоставлению в таможенный орган отчетности. Кроме этого, ответственность за неисполнение отчетности предусмотрена и статьей 16.15 КоАП. Таким образом, имеет место двойное наказание за одно и то же правонарушение.

Ответ: Исходя из того, что Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП России) имеют различные цели, задачи и предметы регулирования, нельзя рассматривать такую ситуацию, как двойное наказание за одно правонарушение.

Исключение из реестра таможенных представителей, равно как и включение в него является в отличие от административной ответственности регулятивной мерой в сфере правоотношений в области таможенного дела, носящей разрешительно – запретительный характер определенного вида деятельности, схожий по своей правовой природе с лицензированием.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП России административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В свою очередь административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП России или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП России).

Статья 3.2 КоАП России не содержит в качестве вида административного наказания такой вид как исключение из реестра таможенных представителей.

Таким образом, исключение из реестра таможенных представителей является регулятивной мерой, направленной на обеспечение допуска к деятельности в качестве таможенного представителя добросовестных участников правоотношений в области таможенного дела, и применяемой вследствие ненадлежащего исполнения возложенных на них таможенным законодательством обязанностей, подтвержденного, в том числе вступившим в законную силу постановлением о привлечении к административной ответственности по статье 16.15 КоАП России.

2. Возможность использования товарного знака, находящегося в процессе государственной регистрации в Роспатенте.

Ответ: на территории ЕАЭС и РФ охраняются товарные знаки, которым предоставлена правовая охрана (зарегистрированные товарные знаки). Возможность использования товарного знака, находящегося в процессе государственной регистрации в Роспатенте, целесообразно согласовывать с лицом, подавшим заявку на регистрацию.

3. Регистрация товарного знака с момента обращения в Роспатент занимает срок до 2-х лет. Возможно ли, до получения свидетельства о регистрации товарного знака, нанести его на товар и указать в ДТ при ввозе?

Ответ: при таможенном декларировании товаров в графе 31 ДТ указываются сведения о товарном знаке и его регистрационном номере по таможенному реестру (при включении в ТРОИС); в графе 44 ДТ указываются реквизиты документа, подтверждающего передачу прав на ОИС, либо реквизиты документа, подтверждающего введение товара в гражданский оборот на территории ЕАЭС с согласия правообладателя.

4. Во время выступления по 3 вопросу прозвучало выражение: «Товарный знак охраняется на территории России». А на территории ЕАЭС он не охраняется?

Ответ: Товарный знак охраняется на территории той страны, где ему предоставлена правовая охрана.

Товарными знаками, которым предоставлена правовая охрана на территории РФ, являются:

- включенные в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности;

- зарегистрированные в национальном реестре Федеральной службы по интеллектуальной собственности, но не включенные в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности;

- предоставлена правовая охрана на территории Российской Федерации на основании регистрации в Международном бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности.

5. Может ли подать жалобу на действия таможенных органов РФ нерезидент (в случае экспорта товаров – Покупатель по контракту)?

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон № 311-ФЗ) любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность. В данной норме указано на нарушения не любых прав и интересов любых лиц, а лиц, являющихся субъектами таможенных правоотношений, то есть тех лиц, которые вступили в правоотношения с таможенными органами в процессе ввоза или вывоза товаров, их временного хранения, таможенного декларирования, выпуска и использования в соответствии с таможенными процедурами, проведения таможенного контроля, взимания и уплаты таможенных платежей. Если иностранный контрагент с таможенными органами в правоотношения не вступает, у него не возникает прав и обязанностей, установленных нормами таможенного законодательства, соответственно, он не может обжаловать в порядке, установленном главой 3 Закона N 311-ФЗ, решения, действия, бездействие, принятые, совершенные таможенными органами в сфере таможенного дела и затрагивающие непосредственно права и интересы других лиц – субъектов таможенных правоотношений.

6. Таможенный орган не уведомил отправителя товара (экспорт) о проводимых действиях, связанных с изъятием части товара на границе РФ. Как обжаловать действия (неуведомление и изъятие) в случае отсутствия документов и наличия только заявления покупателя?

Ответ: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) не содержит порядка обжалования отдельных процессуальных действий должностных лиц таможенных органов, например, по изъятию экспортируемого товара, не уведомлению отправителя товара о проведении изъятия. Согласно положениям главы 30 КоАП РФ обжалованы могут быть лишь постановления по делам об административных правонарушениях (далее - АП), определения об отказе в возбуждении дел об АП либо решения, вынесенные по жалобам на постановления по делам об АП.

Вместе с тем, статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2 статьи 46 Конституции РФ).

В связи с чем, жалоба на процессуальные действия должностных лиц таможенных органов может быть подана в установленном порядке в суд.

В случае, если решение затрагивает права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности такие решения могут быть обжалованы в Арбитражный суд в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", отдельные процессуальные действия (бездействие) и решения могут быть оспорены только до вынесения таможенным органом постановления о привлечении лица к административной ответственности или до направления административным органом материалов по делу об административном правонарушении для рассмотрения в суд.

В случае вынесения таможенным органом постановления о привлечении лица к административной ответственности доводы о незаконности указанных решений, действий (бездействия) подлежат оценке судом при рассмотрении дела об оспаривании такого постановления.

Также жалоба может быть подана в вышестоящий таможенный орган, вышестоящему должностному лицу в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее – Закон). Действие данного Закона распространяется и на обращения (жалобы) юридических лиц.

В соответствии с положением о Приволжской оперативной таможне, утвержденным приказом ФТС России от 03.11.2006 № 1111, оценка правомерности возбуждения дел об административных правонарушениях и иных процессуальных действий, предусмотренных КоАП РФ и совершаемых таможенными органами Приволжского региона, входит в компетенцию Приволжской оперативной таможни.

Поэтому в случае возбуждения дела об административном правонарушении такие действия могут быть обжалованы в судебном порядке или в Приволжскую оперативную таможню.

В случае, если заявителем выступает не само лицо в отношении которого возбуждено дело об АП (изъят товар и т.д.), то для представления его интересов в таможенном органе или суде требуется, надлежащее оформление полномочий его представителя (защитника), например путем оформления доверенности.

Факт наличия или отсутствия у заявителя документов, составленных таможенным органом, в отношении перемещаемого товара, не лишает лицо, в отношении которого возбуждено дело об АП либо его представителя обратиться с жалобой на незаконность действий должностных лиц таможенных органов.

Одновременно необходимо отметить, что обжалование постановлений таможенных органов по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП России.