Сегодня 21 января 2018 года
Для слабовидящих

Стратегическая цель – качество. Интервью начальника Приволжского таможенного управления В.И. Голоскокова

PDFПечатьE-mail

- Вячеслав Иванович завершился 2009 год. Чем он Вам запомнился?

Начну с того, что прошедший год во многом был для нас напряженным. Это обусловлено, в первую очередь, воздействием ряда внешних факторов и, прежде всего, макроэкономических. Вместе с тем, несмотря на непростую экономическую ситуацию и напряженность работы в рамках реализации перспективных программ развития таможенной службы, результаты оперативно-служебной деятельности таможенных органов Приволжского региона в 2009 году можно оценить как позитивные, а по ряду направлениям - и как весьма успешные.

Системность и положительная динамика отмечается в работе по контролю таможенной стоимости. Так, средняя сумма платежей, довзысканных по результатам одной корректировки таможенной стоимости, возросла почти в два раза по сравнению с 2008 годом, и составила 100 тысяч рублей на одну КТС. Почти 70% судебных решений по данной категории дел, вступивших в законную силу, были вынесены в пользу таможенных органов Приволжского региона, в 2008 году – только 25%.

Значительно сократилось (почти на 30%) количество отмененных в порядке ведомственного контроля решений таможенных органов, связанных с классификацией товара. Это говорит о растущем профессионализме должностных лиц.

Определенное продвижение вперед отмечается при применении системы управления рисками, особенно при применении срочных профилей риска. Если в 2008 году эффективными были около 60% СПР, то в 2009 году – уже 76%. Почти на 10% увеличилось количество проверочных мероприятий по направлению таможенного контроля после выпуска товаров, а их результативность выросла.

- И всё-таки прошлый год, как Вы уже заметили, вошёл в историю как год экономического спада. Насколько изменения во внешнеэкономической конъюнктуре прошлого года коснулись таможенных органов Приволжского региона?

Внешнеторговый оборот напрямую зависит от структуры и уровня развития экономики нашего федерального округа. Если давать краткую характеристику региону, то ПФО обладает диверсифицированной структурой экономики с сопоставимым вкладом добывающей промышленности, машиностроения и химической промышленности; высокой ролью агропромышленного комплекса, биотехнологий и фармацевтики, строительства и промышленности строительных материалов, транспорта и энергетики. Доля округа в общероссийском ВВП превышает 15%. В настоящее время в ПФО сосредоточено 24% всего промышленного производства России, округ по этому показателю занимает второе место. Его развитая промышленная инфраструктура определяет структуру экспорта и импорта. Из общего количества оформляемых грузовых таможенных деклараций (ГТД) 70% приходится на долю промышленных предприятий. В структуре импорта более 60% составляют товары производственного назначения.

ПФО является активным элементом российской экономической системы, поэтому негативные процессы, происходящие сегодня на финансовых и товарных рынках, не могли не отразиться на экономике ПФО.

В 2009 году наблюдалось снижение активности внешней торговли. По сравнению с 2008 годом количество участников ВЭД уменьшилось на 18%.

Стоимостной объем товаров, выпущенных для внутреннего потребления, сократился на 36% .

Естественно все это повлияло на выполнение планового задания по наполнению федерального бюджета.

В 2009 году Приволжским таможенным управлением в бюджет страны было перечислено более 79 млрд.руб., что на 27% меньше, показателя предыдущего года, при этом сумма экспортных платежей составила 30 млрд. 344 млн. руб., а импортных –47 млрд. 115 млн. руб.

Следует заметить, что неблагоприятная коньюктура внешней торговли создает предпосылки для попыток со стороны недобросовестных участников ВЭД «оптимизировать» таможенные платежи. Мы со своей стороны прогнозировали учащение случаев нарушений российского законодательства со стороны участников ВЭД. К сожалению, должен констатировать, что наши прогнозы оправдались

К примеру, по результатам более 3 тысяч проверок соблюдениями участниками ВЭД валютного законодательства выявлено нарушений на сумму около 30 млрд. руб., что в 4 раза превышает показатель прошлого года. По фактам нарушений возбуждено более 1000 дел об АП и 178 уголовных дел. Аналогичные показатели 2008 года были гораздо скромнее.

В 2009 году было возбуждено 736 уголовных дел по преступлениям, отнесенным законом к компетенции таможенных органов, что практически в 2 раза больше показателя 2008 года (398 дел).

Возросла и частота нарушений участниками ВЭД запретов и ограничений при перемещении товаров через границу РФ. Из 110,5 тысяч принятых разрешительных документов было выявлено 324 недействительных.

- Какую оценку дадите деятельности таможенных органов Приволжского региона по результатам года?

- Несмотря на положительную оценку работы управления по основным направлениям деятельности, которая была нам дана по результатам комплексной инспекторской проверки ФТС России, мы не собираемся останавливаться на достигнутом.

Современные, столь быстро изменяющиеся условия, постоянно требуют решения все новых и все более сложных задач и ставят нас в жесткие рамки. Ответить на глобальные вызовы мы можем только, кардинально улучшив качество нашей работы. Я сейчас говорю о проблеме улучшения качества всей таможенной деятельности, как основных её направлений, так и обеспечивающих. Причинами наших промахов и недочетов в работе являются недостаточный профессионализм инспекторского состава, коррумпированность отдельных должностных лиц, незавершенность процесса перехода к полному внедрению новых таможенных технологий, недостаточная управляемость качеством процесса таможенного оформления и таможенного контроля. Мы эти проблемы видим и над ними серьезно работаем.

- Разговор идёт об упоре на качество? Именно этот термин часто прослеживается в Ваших выступлениях.

- Конечно, переломить и устранить негативные тенденции можно, если коренным образом улучшить качество того, что является основой деятельности таможенных органов и базой для всех последующих процессов. Речь, как вы понимаете, идет о таможенном контроле. Тем более, что эффективность мер по администрированию таможенных платежей напрямую зависит именно от качества и результативности осуществляемого таможенного контроля.

В этом отношении нами была проделана значительная работа, направленная на совершенствование собственной деятельности, базирующаяся на научно-обоснованных достижениях управленческой мысли. В прошлом году мы разработали стратегию перехода Приволжского таможенного управления к качественному, адекватному и результативному таможенному контролю до 2011 года, основной целью которой стало существенное повышение уровня соблюдения законодательства в сфере таможенного дела при принятии решений, совершении действий в ходе таможенного контроля и кардинальное сокращение количества ошибок при совершении таможенных операций. Основные ключевые моменты данной стратегии – внедрение в деятельность таможенных органов Приволжского региона элементов системы управления качеством таможенного оформления и таможенного контроля и внедрение новых перспективных технологий.

- Решение о внедрении элементов системы управления качеством было принято в сентябре 2008 года на коллегии Приволжского таможенного управления. Каковы результаты на сегодняшний день?

- Сразу отмечу, что внедрение элементов СМК – это не разовая акция. Это ежедневный кропотливый труд каждого из участников этого процесса и особенно руководителей всех уровней.

Изначально свою работу по разработке модели управления качеством мы начали с освоения текстов международных стандартов ИСО 9000 – международного эталона для создания и оценки систем менеджмента качества. В рамках СМК мы разработали документацию по управлению качеством. Напомню, в основу работы был положен процессный подход. Именно он определяет, что планируемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и ресурсами управляют как процессом. Процесс ТО и ТК мы разбили на 20 подпроцессов, описали каждый из них, составили блок-схемы, определили нормативную базу.

В целом, разработка системы менеджмента качества таможенного оформления и таможенного контроля была завершена в первом полугодии прошлого года. В тестовом режиме она была опробована на таможенном посту ГАЗ. Чёткий план действий, постоянная оценка, мониторинг, анализ качества, проводимые корректирующие и предупреждающие меры дали свои положительные результаты. Об этом говорят регулярные контрольные замеры, а также отсутствие во втором полугодии 2009 года жалоб на действия должностных лиц таможенного поста ГАЗ.

В текущем году в данную работу будут включены все таможни региона. Вся организационная работа будет осуществляться в рамках инициированного управлением проекта.

- Второе направление, о котором Вы говорили - это внедрение новых перспективных технологий. О чем идет речь?

- Прежде всего – о совершенствовании технологий таможенного контроля посредством электронного декларирования. Основой для продвижения вперед станут результаты, достигнутые в прошлом году. В регионе по итогам года более 30% товарных партий продекларировано в электронной форме. И процент со временем будет только увеличиваться. В прошлом году мы активно начали внедрять декларирование товаров посредством технологии представления сведений в электронной форме с использованием сети Интернет.

В текущем году мы хотим перевести в экспериментальный режим работу нескольких таможенных органов – по отдельным сегментам процессов таможенного оформления. Наиболее перспективными мы считаем три направления.

Во-первых, это внедрение в ряде таможенных органов технологии «удалённого выпуска». Пока эта технология будет применяться на Дзержинском т/п и т/п ГАЗ Нижегородской таможни.

Второе направление – организация электронного взаимодействия таможенных органов с иными контролирующими органами. В ходе 50-го заседания Совета руководителей таможенных служб государств-участников СНГ в Казани руководителем ФТС России и премьер министром Татарстана принято совместное решение о проведении локального эксперимента на базе Татарстанской таможни и территориальных контролирующих органов по организации их электронного взаимодействия. В настоящее время подготовлены два возможных варианта работы с информационными ресурсами управления Роспотребнадзора РФ по Республике Татарстан и органов по сертификации.

И, наконец, третье направление - организация электронного взаимодействия таможенных органов с предприятиями железнодорожного транспорта при проведении таможенных операций при прибытии товаров на территорию России.

- Мы уже коснулись некоторых планов на текущий год. Существуют ли ещё задачи, которые стоят перед таможенными органами Приволжского региона в 2010 году?

- Все наши усилия, так или иначе, направлены на развитие промышленного потенциала ПФО и беспрепятственное осуществление внешнеторговых операций добросовестными участниками ВЭД.

Не следует так же забывать об основной нашей функции – фискальной, которая является сегодня определяющей при оценке деятельности таможенных органов. Поэтому пополнение федерального бюджета остается для нас одной из приоритетных задач.

Ещё одной первоочередной задачей является исполнение мероприятий плана на 2010 год по реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, нацеленных на оптимизацию количества и месторасположения таможенных органов.

Нужно сказать и об усилении правоохранительной деятельности. Прежде всего, за счёт обеспечения выполнения контрольных показателей оперативно-служебной деятельности, создания действенной системы мер, направленной на снижение уровня преступности в таможенной сфере.

И, конечно же, вся наша деятельность должна быть основана на высочайшем профессионализме и ответственности должностных лиц всех уровней. Поэтому вопросам управления персоналом в 2010 году будет отводиться особое внимание.

Задачи, которые мы определили себе, на первый взгляд могут показаться амбициозными. Решать их действительно будет непросто, но мы верим в свой потенциал. Кроме того, посредством решения этих задач мы сможем организовать и всесторонне обеспечить в ПФО оптимальное и эффективное таможенное администрирование. А это сегодня основная стратегическая цель, которая стоит перед таможенными органами Приволжского региона в 2010 году.