Сегодня 24 июня 2018 года
Для слабовидящих

Ответственность лидера

PDFПечатьE-mail

Сделайте так, чтобы все в компании

работали вместе над коренными изменениями.

Преобразование – это работа для всех.

Э. Деминг

В советские времена плановым и отчетным периодом считалась пятилетка. Срок зримый, и в то же время за пять лет можно многое изменить. В сентябре 2012 года, исполнилось пять лет, как генерал-лейтенант Голоскоков был назначен начальником ПТУ. Сегодня он вспоминает о преобразованиях, произошедших за эти пять лет и рассказывает о том, каким он видит Приволжье в пятилетке следующей. Goloskokov

- Вячеслав Иванович в прошлом году исполнилось 5 лет, как Вы возглавили Приволжское таможенное управление. Расскажите, как все начиналось?

- Перевод в Приволжское таможенное управление был для меня серьезным этапом и в жизни, и в службе. До этого 23 года я жил на Дальнем Востоке, 13 из них прослужил в таможенных органах. С Дальним Востоком был связан очень большой отрезок моей жизни. 5 лет возглавлял Сахалинскую таможню, 15 месяцев исполнял обязанности начальника Дальневосточного таможенного управления. На момент приезда в ПТУ я был, в принципе, состоявшимся руководителем с достаточным жизненным и служебным опытом. Но именно переезд в центр России, в совершенно новые условия, тогда действительно был очень важным и ознаменовал для меня новый этап службы в таможенных органах.

- Вам было сложно начать работу в новых условиях? Насколько долгим был период адаптации?

- Период адаптации был простым и сложным одновременно. Простым, потому что работа знакомая. Во-вторых, работать в условиях развитой инфраструктуры и промышленности, большого научного потенциала, намного интереснее. Еще одним плюсом я считаю стабильный коллектив Приволжского управления, здесь очень низкая текучесть кадров, более высокий общеобразовательный уровень и уровень квалификации. На Дальнем Востоке в то время средний возраст населения был значительно моложе, соответственно очень высока трудовая и социальная мобильность населения – от этого и большая текучесть кадров в таможенных органах. В этом его отличие от Приволжья.

Что удивило: по всему региону можно было ездить на машине. На Дальнем Востоке перемещаться между таможнями можно было только на самолете. Сами понимаете, огромные расстояния, малодоступные и малоосвоенные территории и моря, которые разделяют крупные города.

До Приволжья у меня не было особенно большого опыта организации работы в автомобильных пунктах пропуска. Удивила необустроенность пунктов пропуска на российско-казахстанской границе, достаточно хорошее состояние было лишь у одного – Озинки. Расстроило положение Самарской таможни. Бесприютная таможня – в арендованном здании на задворках, ужасные условия работы. Сейчас эта ситуация уже в прошлом, стала историей.

Еще сразу бросилось в глаза большое разнообразие национального состава, неравномерность развития регионов и огромное различие природных условий. От тайги до степи.

- Какие первые мысли были после изучения региона? Что хотелось изменить?

- Все факторы, которые я перечислил, натолкнули меня на мысль, что основным направлением работы в Приволжье должно быть развитие информационных технологий в таможенном деле. До этого у меня был уникальный опыт работы с электронным декларированием. На Сахалине мне удалось внедрить электронное декларирование 1-го типа в рамках проекта «Клиер-пак», который предполагал, что между Западным побережьем США и Дальним Востоком России будет вестись активная торговля. По поручению межправительственной комиссии Гор- Черномырдин американскими специалистами была написана первая программа для электронного декларирования. В ходе опытной эксплуатации от этого программного продукта пришлось отказаться. Тем не менее, опыт по внедрению электронного декларирования я в то время приобрел. И в Приволжье мы начали активно его внедрять. Но электронное декларирование первого типа очень затратное, требует привязки к таможенному органу, специальное оборудование, перспектив у него не было. Очень хорошо, что по заказу ФТС России быстро смогли разработать программу электронного обмена сведениями через Интернет. В Приволжье материальная база была готова. И в результате совместных усилий уже к 4 мая 2010 года все посты управления были готовы принимать электронные декларации.

- Приволжское управление всегда отличается тем, что массовое внедрение нововведений проводит быстрее всех. Как это у Вас получается?

- Этому помогает проектный метод работы. Он является одним из механизмов решения локальных по времени и по месту задач. Еще на Сахалине я начал обращать внимание как работают иностранцы подобным методом. Для себя я понял, что он имеет определенное будущее. У нас у всех в той или иной степени есть такая болезнь: начать какое-либо дело и не закончить. В чем сила проектной деятельности как управленческой формы: проект не только нужно начать, но и обязательно довести до конца. В ПТУ каждый проект оформляется приказом, то есть имеет документацию, всегда имеет четко обозначенные начало и конец. Большое внимание я уделяю мотивации, так что по окончании проекта мы подводим итоги. Должностные лица, отличившиеся в ходе реализации проекта – поощряются.

- А что для Вас является мотивацией?

- Лично для меня мотивацией стали несколько моментов. Я не люблю статичности, мне хочется постоянно что-то изменять, поэтому я придумываю все эти проекты. Во-вторых, я очень честолюбив, так называемый синдром отличника - всегда стремиться к лучшему. Вершиной моей проектной деятельности стало внедрение системы менеджмента качества. Внедряя все проекты - электронное декларирование, «Стратегию управления человеческими ресурсами», «Повышение уровня подготовки управленческого состава» и другие, в один момент я понял, что это фрагменты какой-то картины, которую нужно объединить единым замыслом и управлять по единой программе. Нельзя ограничиваться точечными, единичными изменениями, а необходимо принимать системные, комплексные меры по всем проблемным вопросам. Но для этого нужно, чтобы рядом были единомышленники, единая команда. Иногда разговаривая с подчиненными, я замечал, что они меня не понимают, потому что мы разговариваем на разных языках. Для начала я и еще десять руководителей год учились в Высшей школе экономики по программе MBA, специализация – стратегическое управление. В результате этого обучения, было создано управленческое ядро, говорящее на одном языке и способное осуществлять и управлять изменениями. Наступило время системы менеджмента качества. Начали мы с внедрения элементов СМК в таможенный контроль. В начале, мы описали таможенный контроль как процесс, определили требования к процессу, потребителей, заинтересованных лиц. Мы долго, совместно с РТА изучали вопрос, что такое государственная услуга…

- Когда первые шаги были сделаны, не хотелось остановиться?

- Скорее наоборот. Когда мы смогли отработать систему на процессе таможенного контроля, мы поняли, что управление одним, хоть и основным процессом, не позволяет добиться стабильного результата. Необходимо было создать единую комплексную систему управления качеством всего таможенного органа. Мы назвали ее система менеджмента качества ПТУ. Система включает в себя большинство процессов, относящихся к таможенной деятельности, в том числе процессы до и после выпуска товаров и ряд обеспечивающих процессов. В стороне остались только процесс правоохранительной деятельности и правового и финансового обеспечения. Это процессы сложно формализуемые. В принципе, не всякая деятельность может быть рассмотрена как процесс. proc

- Как Вы видите работу ПТУ в дальнейшем, какова основная цель для Вас на сегодняшний день?

- Основная цель для меня выражена в миссии ПТУ. Я стремлюсь к тому, чтобы создать такую систему управления таможенными органами в регионе, которая полностью бы обеспечивала благоприятный инвестиционный климат, соблюдение законодательства в таможенном деле и гарантированно качественный результат, который бы удовлетворял основных потребителей –государство и бизнес.

Для себя лично я определил целью создание законченной системы, ее описание и возможность использования в других управлениях, признание ее другими руководителями. Эта система позволит готовить управленцев нового типа для таможенных органов. Не высококлассных специалистов, которых у нас много, а именно руководителей различного уровня, которые могут управлять таможенным делом как процессом.

- Мы уже коснулись некоторых планов на текущий год. Существуют ли еще задачи, которые стоят перед таможенными органами Приволжского региона в 2013 году?

- Есть стратегические и тактические. Стратегическая цель осталась неизменной. Ведь миссия ПТУ формулировалась нами на основе анализа внутренней и внешней среды, мы четко себе представляли чем управление является в настоящем, каким оно должно стать в будущем, к чему нужно стремиться, чем оно может быть еще полезно для потребителей.

Тактические задачи – это внедрение автоматизированной системы обеспечения делопроизводства (АС ЭДО) во всем регионе, успешное завершение пилотного проекта по электронному документообороту с РЖД в области экспорта и переход на широкомасштабное применение этой технологии. Создание в регионе полномасштабной и эффективной системы мониторинга сроков проведения таможенных операций. Одной из основных задач в условиях сокращения штатной численности 2012 года считаю совершенствование системы управления персоналом и сохранение квалифицированных и профессиональных кадров. Ну, и конечно, без теории – никуда. В планах – продолжение сотрудничества с РТА, в том числе написание учебника по управлению процессами в таможенных органах.

- За пять лет многое изменилось в работе таможенных органов, начиная с законодательства. Каким же, по Вашему мнению, должен быть таможенник, чтобы удовлетворять требования времени?

- Раньше я очень просто отвечал на этот вопрос – он должен быть профессиональным и порядочным. С возрастом многие вещи видятся сложнее. Россия необратимо входит в новую эпоху – постиндустриальную, эпоху информационного общества. Конечно, это оказывает серьезное влияние на все виды деятельности. Раньше таможенника представляли с профессиональной точки зрения как знатока законов и ведомственных нормативных актов. Сегодня он видится не только как знаток нормативной документации, но и высокопрофессиональный пользователь современных информационных систем. В итоге картина следующая. Современный успешный таможенник - это человек с задатками лидера, хорошим базовым образованием и высоким социальным интеллектом, мотивированный на достижения, способный работать в команде и комплексно подходить к решению проблем, патриот своей страны, устойчивый к воздействию стрессовых ситуаций и как не странно, обладающий развитым чувством опасности.

Но, прежде всего современный таможенник должен понимать, что защита экономической безопасности страны – это, в первую очередь, защита отечественного предпринимателя и создание благоприятных условий для развития экономики России.