Сегодня 22 сентября 2018 года
Для слабовидящих

Стремление к совершенству. Интервью начальника ПТУ С.В. Рыбкина

PDFПечатьE-mail

Успешное развитие экономики страны во многом зависит от инвестиционной привлекательности регионов. Главная цель инвестора - это реализация проекта точно в срок и с минимальными издержками, в том числе связанными с таможенным контролем. О том какая работа ведется с инвесторами в Приволжском регионе, рассказывает начальник ПТУ Сергей Рыбкин.

Ribkin

- Сергей Валентинович, по каким принципам в Приволжском таможенном управлении работают с инвесторами?

- На территории Приволжского федерального округа в последнее время реализуется большое количество инвестиционных проектов. Этой деятельностью в настоящее время в ПФО занимаются 132 инвестора. 56 из них уже согласовали с таможенными органами свои дорожные карты по сопровождению инвестиционных проектов.

Приволжским управлением в этом году был разработан Порядок сопровождения и форма дорожной карты. Принципы взаимодействия таможенных органов с субъектами инвестиционной деятельности заложены в декларацию таможенных органов по сопровождению инвестиционных проектов. Главный из этих принципов гласит, что привлечение инвестиций - это необходимое условие развития национальной экономики и главный инструмент развития региона. Фактически, главная цель ПТУ состоит в том, чтобы максимально сократить сроки проведения таможенных операций. При этом, конечно, не ослабить контроль.

- Если более конкретно - как ведется работа с инвесторами в ПТУ?

- Работу с инвестиционными проектами можно разделить на несколько этапов. На первом этапе таможнями проводятся рабочие встречи с представителями инвестора и декларанта. Второй этап - проект Дорожной карты направлен инвестору, проходит процесс его согласования. На третьем – после согласования дорожной карты таможнями проводится сопровождение инвестиционного проекта на начальной стадии его реализации. К четвертому этапу мы относим стадию активного декларирования иностранных товаров. И, наконец, пятый этап – инвестиционный проект на финальной стадии, когда завершено декларирование иностранных товаров.

- Что необходимо сделать инвестору, если он приступил к реализации проекта?

- Во-первых, от инвестора требуется совместно с таможней составить наглядный пошаговый план реализации собственного проекта. В нем должны быть указаны территория и срок реализации, цель и отраслевая принадлежность, стоимость проекта, перечень координаторов, этапы реализации и результаты этапов проекта. В дальнейшем это поможет ему сэкономить время, а также, что немаловажно, деньги.

Поддержка со стороны таможни осуществляется так же как поддержка грузоперевозок. Совместно с участниками ВЭД ведется предварительная проработка контрактов, проектов, коммерческих предложений, соглашений о намерениях и других документов, а также логистики и всех аспектов поставки до фактического поступления товаров. Мы постоянно информируем участников внешнеэкономической деятельности о способах сокращения логистических расходов. Один из вариантов – сокращение времени таможенного контроля путем подачи предварительной декларации.

Наличие времени для предъявления товара – до 30 календарных дней со дня, следующего за днем регистрации декларации – предоставляет таможенному органу возможность завершить применение большинства форм таможенного контроля до прибытия товара к месту назначения.

Как следствие, решение о выпуске товаров в среднем принимается в 2 раза быстрее, чем при использовании обычного порядка декларирования. Если в прошлом году среднее время выпуска по предварительным декларациям составляло около 18 часов, то сегодня среднее время – три часа. Могу сказать, что по итогам 9 месяцев 2013 года Приволжское таможенное управление занимает первое место по интенсивности применения предварительного декларирования из всех таможенных органов Российской Федерации. В регионе каждая третья декларация на ввозимые товары - предварительная.

- Какая в ПТУ ведется работа по сокращению сроков проведения таможенных операций?

- Приволжским таможенным управлением осуществляется жесткий контроль длительности таможенных операций. Еженедельно, на оперативном совещании начальники таможен докладывают о сроках проведения операций, и если существует отрицательная динамика, мы разбираем каждую такую декларацию, каждый случай неоправданной задержки со стороны таможенных органов.

Как результат: за последние три года среднее время проведения таможенных операций сократилось в три раза – при ввозе товаров, практически в семь раз – при беспошлинном экспорте. И это от регистрации декларации до выпуска товаров. Приведу цифры: если в 2011 году среднее время выпуска вывозимых товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины составляло семь часов 21 минута, то в ноябре этого года – уже один час пять минут. Среднее время выпуска ввозимых товаров (за исключением ПТД): в 2011 году – 27 часов, в ноябре 2013 года – три часа 12 минут.

- Сергей Валентинович, можно подробнее рассказать о каком-нибудь инвестиционном проекте, который сейчас в стадии реализации?

- Одним из крупных инвестиционных проектов на сумму более десяти с половиной миллионов евро является проект по модернизации термического производства ОАО «Белебеевский завод «Автонормаль», который должен завершиться в начале 2014 года.

Для данного проекта рабочей группой Башкортостанской таможни совместно с инвестором (ОАО «БелЗАН») сформирована дорожная карта. В рамках реализации этой карты, предприятие использует технологию предварительного декларирования товаров.

С начала этого года ОАО «БелЗАН» выдано четыре разрешения на размещение товаров на складе получателя. Разгрузка происходит прямо с колес, при этом оборудование весит более ста тонн, для его разгрузки нужны специальные краны, транспорт. Представляете, если бы пришлось все это разгружать на СВХ? По расчетам представителей «БелЗАН» только на первой линии завод сэкономил около четырех миллионов рублей. Это транспортировка, хранение, погрузка, разгрузка и так далее. На второй, четвертой и пятой - свыше восьми миллионов рублей.

- А есть ли инвестпроекты, которые еще на стадии открытия, какая с ними проводится работа?

- Есть и немало, в том числе, реализуемых при поддержке Правительства РФ. Один из них - строительство интегрированного трубного и сталеплавильного комплекса ОАО «Чусовской металлургический завод» (стоимость проекта – более 40 млрд. рублей) в Пермском крае. На реализацию которого Правительством России предоставлена государственная гарантия в размере 21 миллиарда рублей. Эксперты уже сегодня называют проект «самым масштабным в черной металлургии России». На новом предприятии будут построены цеха - электросталеплавильный, а также по производству бесшовных труб, установлен новый прокатный стан. Выпуск продукции планируется начать в 2016 году. Предполагаемый объем ввозимого оборудования для модернизации производства – 40 тысяч тонн – это порядка двух тысяч автомобилей.

Такие объемы потребуют и соответствующей околотаможенной инфраструктуры. На сегодняшний день ближайший таможенный пост находится достаточно далеко, и зона таможенного контроля на нем не позволит разместить большое количество транспортных средств, которые планируются в рамках инвестпроекта. Кроме того, пост расположен в центре города и его большая загрузка может привести к транспортному коллапсу. Согласно дорожной карте, подписанной Пермской таможней с инвестором, планируется перенести таможенный пост на территорию завода в город Чусовой.

Замечу, что руководство Пермской таможни, что называется, держит руку на пульсе. Для поддержки этого масштабного проекта, проводятся встречи и консультации совместно с Главным федеральным инспектором и министерством промышленности Пермского края. Темой следующей встречи станет вопрос создания зоны таможенного контроля на железнодорожных путях для крупнотоннажных контейнеров.